Сериал о шестидесятниках на Первом канале вызвал многочисленные споры, особенно у заинтересованной части аудитории: тех, кто помнит, как было на самом деле. Так неужели поэты оттепели действительно так много пили и, как полоумные, бросались на заграничные вещи?
«ПЕРЕЛИЛИ СИРОПА»
Впрочем, нашлись и равнодушные. Так, сын Василия Аксенова (в картине - Ваксон), Алексей, сказал нам по телефону: «Я эту картину не смотрю, извините, нет, мне совсем не интересно».
А вот Борис Мессерер, вдовец Беллы Ахмадулиной, выведенной в ленте как Нэлла Аххо, активно смотрит сериал, и телепродукт вызывает у него крайне негативную реакцию:
- Это ужасно. Перелили сиропа. Слишком много личного. Все было не так. Но мое мнение, наверное, не так важно, все же я лицо заинтересованное.
По словам нашего собеседника, с пьянством в картине явный перебор: в кино поэты буквально не просыхают. Не кидались так и на привезенные заграничные галстуки и кофточки - с нездоровым блеском в глазах и истеричными криками. Все это, по мнению Мессерера, низводит героев ленты до уровня этаких тусовщиков: пьют, дебоширят да жен друг у друга уводят. В общем, малосимпатичные персонажи.
ВДОВЫ БЫЛИ ПРОТИВ
- Я бы не стала нападать на создателей фильма, - внесла ложку меда вдова поэта Андрея Вознесенского Зоя Богуславская. - Они сняли так, как написано. А написано Аксеновым. Это его право иметь свое мнение и собственный взгляд. Он так видел, чувствовал, запомнил! Мои впечатления пока противоречивы. Мальчик (актер Евгений Павлов. - Ред.), сыгравший моего мужа, удивительно на него похож. Похожа ли на меня Софка (играет актриса Мариэтта Цигаль-Полищук - Ред.), мне судить сложно. Да, вымысла много - это факт. Например, не было такого, чтобы я прогоняла Вознесенского, а потом вдруг прыгнула к нему в постель. А вот то, что Андрей был влюблен в Ахмадулину, да, действительно было когда-то.
- Крайне неприятным персонажем выведен Евгений Евтушенко - вздорный, нервный. Сыгравший его Филипп Янковский как будто не успел выбраться из образа капризного короля Людовика, которого сыграл в недавнем сериале.
- Пока мне сложно судить об этом. Давайте все-таки досмотрим сериал до конца. Знаю, что на стадии работы над фильмом у создателей картины были трудности с некоторыми вдовами и вдовцами, да и с детьми героев. Многие были против этого фильма...
«ЕВТУШЕНКО ЖИЛ ПО ПРИНЦИПУ «И ВАШИМ, И НАШИМ»
- Полной свободы, конечно, не было, в фильме это четко показали, - говорит писатель Владимир Войнович. - Но после сталинских морозов - антарктических! - заметное потепление. Было указание партийных верхов: литературу надо омолодить, искать новые таланты. И появилась группа талантливых писателей, драматургов, режиссеров. Но когда после оттепели начались новые заморозки, все повели себя по-разному. Например, Евтушенко ухитрялся писать иногда хлесткое и вроде бы антисоветское, и тут же про Ленина. Дружил с властями, жил по принципу «и нашим, и вашим». Другие не шли на компромисс, поняли, что следующей оттепели ждать придется долго; кто-то начал писать «в стол», другие эмигрировали...
«ЭТО ФАНТАЗИЯ ОБ ЭПОХЕ. НО НЕ МОЯ – АКСЕНОВА»
- Сам Аксенов в предисловии к книге «Таинственная страсть» уточняет: «Эти события могли быть, и хотелось, чтобы они были». То есть фантазия на тему, художественное высказывание, - уточняет режиссер картины Влад Фурман.
- Но вы же, приступая к работе, наверняка отдавали себе отчет: многие же помнят, как было на самом деле?
- Воспоминания разнятся даже у представителей одного поколения: у одних было так, у других совсем иначе. Для меня съемки этой картины - низкий поклон мощным фигурам своего времени: Высоцкому, Окуджаве, Евтушенко... Тогда поэты были совестью нации. Получилось или нет поклониться им - судить, конечно, зрителю.
Марта Черемнова.
FOTODOM.RU