Актер готов назвать лишь с десяток фильмов, которые «не стыдно глядеть». Остальное он считает хламом, для которого подобрал хлесткие и весьма нелестные эпитеты.
Отечественные сериалы, по мнению Николая Бурляева, можно охарактеризовать всего двумя словами - «гнусные и бездарные». А российское кино мэтр назвал «омерзительным». По словам актера, тот же Андрей Тарковский умел привнести в свои работы «третье измерение» - присутствие Бога. Чего в современных фильмах нет:
- Ни в американском, ни в нашем рыночном гнусном кино, о котором чиновники говорят, что какое-то там у нас движение вверх. Какое там «движение вверх»?! Рыночное, пошлое кино, как правило.
Как говорит Бурляев, он может назвать лишь пять, от силы десять российских фильмов, которые достойны внимания. Но это капля в море творческого мусора!
- Уничтожают наше кино и нашу культуру! - возмущается Николай Петрович. - Уничтожают все то, чего добились Андрей Тарковский, Сергей Бондарчук, Василий Шукшин. Предательство кино стало товаром.
Все это прозвучало на фоне недавних успехов российских кинематографистов: на фестивале в Каннах сразу два отечественных проекта попали в номинацию «Особый взгляд» - «Дело» Алексея Германа-младшего и «Разжимая кулаки» Киры Коваленко. А последняя лента в итоге получила Гран-при конкурса. Может, все не так печально в нашем кино, раз уж оно нет-нет да и получает международное признание?
- Коля Бурляев имеет право на свое собственное мнение, - отмечает кинокритик Кирилл Разлогов. - То кино, в котором он вырос и которое он любит, действительно находится в тяжелом состоянии. Бурляев давно уже не принимает все, что делается в отечественной и значительной части зарубежной киноиндустрии. Он живет прошлым. Это прошлое действительно великое. Но говорить о том, что кино уничтожено... Это частное мнение очень талантливого человека с очень сложной психической организацией и особым местом в кинопроцессе.
На самом деле все с нашим кино хорошо. Оно не уничтожается и не умирает. Просто оно теперь другое. Есть взлеты, есть падения, есть неожиданности, есть приятные сюрпризы. И в целом, как метко выражается одна моя приятельница, «холера развивается нормально». Это живой кинопроцесс, внутри которого, конечно, есть очень много людей, недовольных ситуацией. Они не находят тех картин, которых им хотелось бы найти, не приемлют коммерческого начала в кинематографе как ведущего. И отсюда их разочарование.
- Николая Бурляева я очень уважаю, - признался нам режиссер Владимир Бортко. - Очень люблю его как актера, ценю его патриотические взгляды. Но иногда, как мне кажется, он чуть-чуть пережимает в своих высказываниях... Нельзя сказать, что сейчас абсолютно все в кинематографе - это дерьмо. Да, конечно, существуют и гнусные произведения. Но сказать, что все такое? Нет, есть и очень хорошие фильмы. Передайте Бурляеву, что я его очень люблю и хочу, чтобы он снимался в кино сам. Таким образом количество хороших фильмов будет увеличиваться!
Лидия Мезина
Фото: FOTODOM