Первый канал завершил показ сериала о Петре Лещенко. Своими впечатлениями о ленте поделился автор и ведущий культовой в СССР музыкальной радиопрограммы «Встреча с песней» Виктор Татарский.
Он первым в Союзе поставил в эфир хиты прежде запрещенного исполнителя, а также собирал материалы о нем по воспоминаниям современников.
- Сценаристу картины (это был Эдуард Володарский, к сожалению, не доживший до выхода картины. - Ред.) пришлось очень непросто. Потому что достоверных сведений о жизни некогда популярного певца очень мало, - говорит наш собеседник. - Даже вдова Вера, дожившая до нашего времени (она умерла в 2009 году), могла дать достоверную информацию лишь о том периоде жизни Лещенко, когда они были вместе. А это всего семь лет, не так много.
До сих пор, например, неизвестно, за что артиста арестовали сотрудники госбезопасности. Вроде как за то, что во время войны он, проживая в Румынии, выступал перед фашистами. А как было на самом деле - сложно сказать, архивные документы до сих пор засекречены.
Согласно самой распространенной версии, умер Лещенко в румынской больнице от внезапной болезни. Нет фактов, что его до смерти запытали. Хотя об этом тоже говорили, но на уровне домыслов и слухов.
В общем, автор сценария, очевидно, немало фантазировал. Но меня куда больше покоробило то, что сцены пыток представлены дико даже с точки зрения эстетики. Просто в каких-то жутких подробностях. Показали бы синяки, следы от побоев. Но зачем же настолько смаковать кровь? Все-таки не фильм ужасов - картина о судьбе человека.
- А как вам песни Лещенко в исполнении Хабенского? Кажется, уж слишком вольное, даже для сериалов, обращение с материалом - как правило, в таких случаях ставят оригинальные записи.
- Старшее поколение - те, кто помнит голос Петра Лещенко, конечно, подмену заметят сразу. Другое дело, что таких проницательных все меньше - люди уходят. Но, если честно, мне Хабенский не очень понравился в этой роли.
В то время исполнители вели себя куда скромнее нынешних мастеров сцены. Поэт Алексей Сурков (автор слов популярной песни военных лет «Бьется в тесной печурке огонь») писал примерно следующее: «Лещенко в своей области, конечно, пошляк. Но у него есть необычайная музыкальность, в своем жанре он достиг достаточно высокого уровня. А последующие исполнители, кто пытался петь его песни, выглядят и пошло, и фальшиво».
Я бы отнес это высказывание и к Хабенскому в этой роли - он слишком выпячивает себя. Его молодой коллега, сыгравший Лещенко в молодости (актер Иван Стебунов. - Ред.), мне понравился больше - именно своей сдержанностью...
Вообще, я бы не говорил об уникальности Лещенко. В те же годы работали Александр Вертинский, Вадим Козин. Они более, пожалуй, интересны с художественной точки зрения. Лещенко все же певец ресторанной публики, слушали подвыпившие посетители после третьей рюмки. Да, голос очень самобытный, где-то даже уникальный, но считалось - не «высокое искусство», интеллигенция, например, относилась достаточно сдержанно. Но зато как вырос интерес, когда его песни запретили!
Моя передача существует с 1967 года, и лишь в 1980-м мне позволили поставить Лещенко в эфир. Все эти годы люди переписывали его песни на «ребра» (специальные пластинки), передавая друг другу в условиях большой секретности. Да потому что запретный плод сладок!
КСТАТИ
Хабенского выбрали за «нервность» и уши
Режиссер Владимир Котт так объяснил свой выбор исполнителя главной роли:
- «Брюнет, острый нос, огромные глаза, большие уши...» - так описывали Лещенко современники. «Не красавец - но мужское обаяние. А еще драматический нервный характер».
Я долго смотрел на фотографии и фантазировал, кто из нынешних известных актеров на него похож. И решение пришло: Хабенский! Тот же хулиганский взгляд, улыбка, «нервность».
Показал фото Лещенко самому Константину - он улыбнулся и согласился: «Пожалуй, да, что-то общее есть».
Кстати, позже выяснилось, что Хабенский был любимым артистом вдовы певца Веры Лещенко. Об этом нам рассказала ее подруга Ольга Петухова: мол, Вера говорила, что актер очень похож на ее Петра.
Марта Черемнова
Фото Первый канал.