Режиссера Алексея Учителя обвиняют в клевете, его фильм оскорбляет чувства верующих, считает депутат Поклонская. Однако у известного диакона другое мнение.
- На мой взгляд, лучший способ повторить 1917 год - это действия вокруг «Матильды», высказывания Чаплина и Поклонской, - считает Кураев. - Я один из немногих людей, которым Алексей Учитель показывал фильм, и могу утверждать, что он - промонархический. Если уж в нем и искажается история, то скорее в эту сторону.
Вот финальная сцена: Николай II в день коронации приезжает на Ходынку, где уже произошла трагедия. Видя бесконечную вереницу возов с трупами, он встает на колени и просит прощения у своего народа. Исторически же он в тот день был на приеме у французского посла.
Если бы царь в самом деле не поехал на бал, а отправился на Ходынку и встал на колени, то 1917 года бы не было. Так что в данном случае Учитель очень польстил дому Романовых. Между тем монархисты не видели фильма, но осуждают.
Высказался Андрей Кураев и по поводу канонизации Николая II, на что в своих рассуждениях так напирает депутат Поклонская.
- Когда Синод принимал решение о причислении к лику святых Николая и его семьи, были сделаны четкие оговорки. Это не канонизация принципа монархии и не канонизация образа правления Николая II. Он прославлен за умение оставаться человеком в бесчеловечных условиях ареста. Эти ограничения четко проговаривались, в том числе и на соборе 2000 года. А у нас скоро изобретут догму непорочного зачатия Николая II.
На самом же деле это (фильм «Матильда». - Ред.) простая история борьбы, страсти и долга. Своего рода «Анна Каренина» на мужской лад с немного другим финалом.
Нам показали парня, которому хочется, но который усилием воли берет себя в руки и действует так, как велит ему его профессиональный долг, и идет к официальной невесте. Это же победа на языке аскетики. Он победил страсть. Еще одна звездочка на его нимбе.
Но какими глазами надо смотреть фильм, чтобы увидеть в нем что-то противоположное?
Андрей Князев.
ТАСС/А. Коротаев