Иван Владимирович Толстой родился 29 июля 1998 года в Ясной Поляне. В 2020 году окончил режиссёрский факультет ВГИКа (мастерская С.А. Соловьёва).
В фильмографии Ивана – картина «Быть Виктором Пелевиным. Кем-кем?», завоевавшая призы различных кинофестивалей, и несколько короткометражных работ.
Кроме этого, Иван – программный директор кинотеатра «Время Кино» в Ясной Поляне. Кинотеатр славится возможностью смотреть авторские и недоступные широкому зрителю фильмы. А в этом году он был на фестивале «Окно в Европу» в Выборге.
— Иван, расскажи, как в твою жизнь пришло кино?
— В старших классах школы я думал, чем хочу заниматься. Мне всегда было интересно что-то придумывать, строить свои миры, поэтому были мысли идти в литературный или на журфак, с которым у моей семьи очень многое связано. Папа (Владимир Ильич Толстой, генеральный директор Государственного музея имени Л.Н. Толстого в Москве – А. К.) предложил подумать о поступлении на режиссёрский факультет. Я всегда любил кино и понял, что мои задумки могут воплотиться в нём. Поступил во ВГИК в мастерскую Сергея Александровича Соловьёва.
— Насколько я знаю, это был последний курс, который успел выпустить Сергей Александрович...
– Да, увы, это был последний курс Соловьёва, который он выпустил. После нас он набрал ещё один. Но, к сожалению, ребята не дошли до выпуска вместе с мастером.
Дипломной работой стал мой короткометражный фильм, который вы как раз видели и на фестивале «Литература и кино» в Гатчине в октябре 2021 года. Он называется «Быть Виктором Пелевиным. Кем-кем?». Фильм собрал немало наград. Он попал в основную программу Dhaka International Film Festival, получил приз на фестивале «Литература и кино» (специальный приз жюри короткого метра), Международном кинофестивале ВГИК (специальный приз имени С.В. Лазарука «За поиск средств художественной выразительности киноязыка»), Международном кинофестивале «Восток & Запад. Классика и Авангард» (специальный диплом от со-председателя жюри), участвовал в кинофестивалях «Дух огня» и «Сталкер».
– Какова дальнейшая судьба этого фильма?
– На мой взгляд, у фильма сложилась хорошая фестивальная судьба. Возможно, не такая хорошая, как могла бы, если бы я умел лучше пиарить и продвигать свой фильм. В России он был показан на разных фестивалях. Но для меня самое главное, конечно, то, что нас взяли в конкурс фестиваля «Дух огня» (первым президентом и создателем фестиваля «Дух огня» был С.А. Соловьёв – А. К.). Я ездил туда каждый год, начиная со второго курса. А как-то даже и помог одному из студентов с выпуском спектакля. Я не раз приезжал и в меру своих возможностей поддерживал фестиваль «Дух огня». В Ханты-Мансийске я люблю бывать, и поэтому было приятно и важно оказаться с фильмом именно там.
– А на зарубежных фестивалях были с этой картиной?
– За границей мы были в Народной Республике Бангладеш. Правда, фильм там ничего не получил. И в целом прошёл без какого-то большого внимания. Но я ужасно рад, что он там оказался в конкурсной программе. И я с ним вместе две недели провёл в столице государства Дакке. Это такой город, в котором, может быть опасно находиться. Хотя этого я и не заметил. Организаторы фестиваля всё время норовили представить к нам местных людей, которые нас сопровождали на каждом шагу. Но как человек своенравный, своей хитростью одного из сопровождающих я слил, а нового нам уже и не стали давать, вероятно, осознав, что этого парня уже не остановить, пусть он гуляет сам по себе. И я гулял по ночам, по рынку... Мы там провели две недели, я подружился с местными ребятами, и даже смог освоить несколько слов из бенгальского языка. Мы до сих пор общаемся. Не так часто, как хотелось бы, но с днем рождения друг друга поздравляем и иногда списываемся.
В общем, в России фильм прошел хорошо, получил награды и положительные отклики. А за границей он мне подарил друзей и приятные воспоминания. Потом были еще режиссерские, актерские проекты.
Недавно я снял документальную картину про одного современного российского писателя, Владислава Отрошенко, которому в ноябре исполнится 65 лет. Я не знаю, в каком онлайн-кинотеатре покажут фильм, у нас никаких предварительных договоренностей по этому поводу пока нет. Сейчас с командой мы активно работаем над выпуском этой картины.
В рамках Международного театрального фестиваля «Толстой» в Ясной Поляне мы открыли кинотеатр «Время Кино», в котором я являюсь программным директором. Помимо этого, в самое ближайшее время, планируем запустить большой кинотеатральный проект по всей России. И вокруг этого тоже планируем разные активности, будем приглашать к участию различных режиссёров, кинокритиков, спикеров и экспертов.
После ВГИКа я на два-три года ушёл в кураторское дело. И мне это оказалось очень интересно, особенно работая в Ясной Поляне. Мне хочется привозить сюда режиссёров, актёров, чтобы наши зрители: и яснополянские, и тульские, – были в курсе важных и значимых событий. Для меня – это большой эксперимент. Профессионалы заботятся о правильных красках в своих фильмах, об идеальном звуке, но для зрителей важнее атмосфера, а здесь, в Ясной Поляне, как раз она – решающий фактор. Например, на фестивале «Толстой» люди могут просто на сеновале, в поле или усадьбе посмотреть любую картину.
– Оригинально, однако...
— У нас такая концепция. К примеру, Большой театр приезжает давать спектакль в поле, там же тапёр играет на старинном инструменте, у нас показы фильмов Лава Диаса проходят на сеновале... Всё организовано в усадьбе, и как замечательно, что это происходит!
– Пелевин по ментальности близок тебе?
– Самый большой прикол во всей истории с Пелевиным, что я ждал, что когда-нибудь меня позовут на какое-нибудь телевизионное ток-шоу про таинственного Виктора Пелевина в качестве эксперта. А я им не являюсь. В своём фильм «Быть Виктором Пелевиным. Кем-кем?» я рассмотрел главного героя как персонажа мистификаций, а не потому, что я какой-то большой знаток творчества Виктора Олеговича.
– Расскажи о съёмках видеодневников фестиваля «Окно в Европу»? Насколько близка тебе работа в кадре? Нет ли желания сделать какой-нибудь цикл про кино или литературу в Ясной Поляне, условно говоря, для телеканала «Россия-Культура»?
– Близка ли мне работа в кадре? Нет, не близка, – сказал бы я до Московского международного кинофестиваля (далее – ММКФ – А.К.) этого года. Вообще мы над созданием дневников Школы критики, которые ранее снимали в Ясной Поляне и на потом на ММКФ, работали вместе с моей супругой, Стасей Венковой (ныне Толстой). Она обычно находилась в кадре, а я работал за кадром. Но в этот раз она не смогла приехать в Выборг даже на один день. И поэтому мне пришлось быть в кадре всё время. Я переживал и думал, что для меня это будет испытание, и, честно говоря, боялся... Ведь я не интервьюер и не актёр, и обычно не нахожусь в кадре. Поэтому в первый день было тяжеловато, во второй день тоже. Но интересно! На третий день я уже чувствовал себя спокойно, а на четвёртый – вообще, был как рыба в воде. Это любопытный опыт.
– А как относишься к тому, чтобы сделать авторский цикл программ о кино, о литературе?
– Если мне предложат, то с удовольствием. Но сам инициировать создание таких циклов не готов.
– Какое твоё самое любимое произведение у Льва Николаевича Толстого? Есть ли желание что-либо экранизировать из его литературного наследия?
– Что касается меня, то сейчас желания экранизировать что-либо из произведений Льва Николаевича Толстого у меня нет. Такую ответственность пока я брать на себя не хочу. Хотя, пожалуй, все предпосылки к этому есть. К примеру, мне интересен рассказ Льва Николаевича «Бог правду видит, да не скоро скажет». Филиппинский кинорежиссёр Лав Диас по его мотивам снял четырёхчасовую картину «Женщина, которая ушла» / Ang Babaeng Humayo. И сам рассказ, и его экранизация произвели на меня огромное впечатление, как ещё раньше, в детстве, рассказ-притча «Хозяин и Работник».
– Многие творческие люди говорят, что наибольших результатов добиваются те, кто не связан узами брака. Другие им возражают: мол, наоборот, крайне важно иметь близкого по духу человека, который бы тебя всегда поддерживал, боготворил. А тебе какая позиция ближе?
– Вот вы произнесли фразу: «человека, который бы тебя боготворил». Мне такая формулировка решительно не нравится. Поддерживать, определенно, это правильно. А вот боготворить – это про какое-то самолюбование, что ли, чтобы мне постоянно говорили, какой я хороший. Боготворить меня не надо. Потому что это чревато опасностями и звёздной болезнью, даже трагическими вещами. На мой взгляд, поддержка – это очень важная вещь. И если рядом есть любимый человек, – это невероятно важно. Но каждому своё. Кого-то тяготит постоянное времяпрепровождение, нахождение с другим человеком, поэтому ему спокойнее одному. Легче писать одному, и легче думать одному. А мне – нет. При том, что я совершенно спокойно могу находиться один со своими мыслями. Мы с моей женой прекрасно понимаем друг друга, вместе учились у Сергея Александровича Соловьёва, и с тех пор вместе, с первого курса, хотя поженились только в прошлом году.
– Да, в СМИ писали, что это произошло в Петропавловске-Камчатском, очень романтично. Почему именно там?
– Да, именно там это и было, но я не люблю рассказывать о своей личной жизни.
– Тогда расскажи о своей помощи Владимиру Ильичу Толстому с проектом «Школа критики». И не только. Владимира Ильича в мае этого года назначили директором Государственного музея Льва Толстого в Москве. Если у вас с ним совместные планы по развитию этого музея?
– Я позволю себе сказать за Владимира Ильича, – у него всегда очень много идей. Он недавно начал работать в Государственном музее Толстого, но уже многое успел сделать. Мы всей нашей семьёй ему помогаем. Школа критики, как мне кажется, очень важным история. Её придумал Владимир Ильич. Особенно важно, что занимаются в ней в основном молодые ребята из разных уголков России.
География обширная, если они хорошо пишут, если они хорошо выполняют задания, проявляют себя, то получают возможность оказываться на важных фестивалях. Как пошутила одна из кинокритиков, ей, чтобы получить аккредитацию СМИ категории «А» на ММКФ – потребовалось 10 лет упорной работы, а ребятам её выдали сразу. И их тут же начали учить большие мастера на ММКФ. Они окончили вторую Школу кинокритики, где преподавали Сусанна Альперина, Жан Просянов, Иван Кудрявцев, Евгений Майзель и Вероника Скурихина. У ребят появилась возможность влиться в большую жизнь, и многие из них оправдывают наши ожидания. И я рад, что тоже чем-то смог им помочь. Даже своими фестивальными видеодневниками.
Некоторое время назад я стал программным директором мини-фестиваля «Время Кино», который проводится в рамках большого театрального фестиваля «Толстой» в Доме культуры «Ясная Поляна». Я жду, когда у нас, в Ясной Поляне, появится кинофестиваль, где смог бы заниматься не только составлением программы, но и другими творческими активностями. Надеюсь, это случится уже в скором времени.
– Когда примерно?
– Пока никакой конкретики я дать не могу, но кинофестиваль в Ясной Поляне обязательно появится.
– Не хочется попробовать себя в качестве программного директора тех кинофестивалей, что уже существуют в России?
– Хотел бы я на другом российском фестивале делать программу? Могу сказать однозначно: «Да, хотел бы, и с большим интересом». Но пока мне таких предложений не поступало.
– Чем ты занимаешься в свободное время? Читаешь книги, смотришь фильмы, занимаешься какими-то видами спорта?
– Я много читаю, увлекаюсь поэзией второй половины XX века. Моими любимыми поэтами этого периода являются Леонид Аронзон, Леонид Губанов, Тимур Кибиров, Денис Новиков. Кино люблю и много его смотрю, в театре тоже иногда бываю, но не часто, не сказать, что я – заядлый театрал. Несколько раз в неделю играю в настольный теннис. С друзьями мы тоже иногда собираемся и играем в футбол или баскетбол, когда позволяет время.
– Твоя компания на сегодняшний день – это твои сверстники, или люди среднего возраста?
– Мне давно не 18 лет, чтобы дружить со старшими. У нас в компании есть ребята, которым по 19-20 лет, а есть и те, кому немного за 30.
– А кино какое тебе нравится?
– Разное: игровое, документальное... Огромное впечатление произвёл на меня фильм «Шультес» Бакура Бакурадзе. Эта картина так сильно во мне отозвалась, когда я смотрел её ещё на первом курсе ВГИКа, что дала какой-то внутренний толчок к тому, чтобы больше смотреть любого кино. Как, впрочем, на меня произвёл впечатление и игровой фильм моей жены Стаси Толстой (тогда ещё Венковой) «Тайное влечение». И, конечно же, фильмы моего мастера, Сергея Соловьёва. К сожалению, одна из его последних картин – «Кеды» – прошла, на мой взгляд, относительно незаметно. А я считаю, что это очень хорошее кино. И его же фильм «Одноклассники» я очень люблю.
– Три года назад, когда я впервые тебя увидел, у меня сложилось впечатление, что парень любит не только хорошо поработать, но и отдохнуть. Жизнелюб, эпикуреец... Сейчас иначе воспринял тебя, серьёзнее ты стал. Поэтому философский вопрос: поменялось ли твоё отношение к жизни? Как к своей жизни, так и к окружающей тебя действительности и людям?
– Мне близка идея гуманизма, идея человеколюбия... В принципе всё то, что проповедовал Лев Николаевич Толстой в своих произведениях. Я считаю, что помогать другим людям очень важно и делать это нужно с чистым сердцем.
– Чем ты будешь заниматься, к примеру, лет через пять?
– Я и спустя годы хотел бы продолжать заниматься кино. В разных его проявлениях. Хотя и понимаю, что навряд ли смогу часто что-то снимать как режиссёр. Мне нравится, что я занимаюсь и кураторский деятельностью, и другими, близкими к кинематографу, направлениями.
Андрей Князев.
Фото автора.