По его наблюдениям, после распада СССР на культурные мероприятия приходят в основном некультурные люди. И он не одинок в этом мнении!
Геннадий Хазанов не выступает с юмористическими монологами уже более десяти лет. Занимается театральными постановками. Но чтобы выйти на сцену сольно, как раньше... Ну уж нет!
- Мне стало некомфортно в качестве партнеров иметь зрителей, - признался знаменитый артист. - Это постепенно нарастало. Где-то после 1991 года, когда рухнул Советский Союз, постепенно у меня стала отходить куда-то на периферию способность отвечать запросам зрительного зала. Зритель изменился принципиально. Огромная часть публики — это нуворишевский сегмент. Хорошо помню, как в киноконцертном зале «Октябрь» во время моего сольного выступления зрители, сидевшие в первом ряду, открывали шампанское, направляя пробки в сторону сцены. У них не было посуды, из которой это шампанское пить, но были жестяные банки с пивом. Они выпивали пиво и в эти банки наливали шампанское.
Геннадий Викторович поведал и другие истории, укрепившие его во мнении, что зритель уже не тот. Он рассказал про концерт, на котором... его стали прогонять со сцены:
- Где-то минуте на пятой из зала стали кричать: «Хватит!» Я не обращал внимания. Крики были все более и более настоятельные. Тогда я остановился и сказал: «Может быть, я другой рассказ вам прочту?» Я очень хорошо помню, как из зала сказали: «Не надо другой, уходи!»
Оказывается, у Хазанова было несколько похожих ситуаций. На одном из заказных мероприятий публика начала топать ногами. Причем одна часть топала потому, что хазановский юмор не поняла, а другая - топала и шикала на непонятливых, требуя чтобы дали дослушать. А во время концерта, посвященного памяти Мстислава Ростроповича, когда артист рассказывал про великого виолончелиста, некая дама выкрикнула из зала: «Можно посмешнее?»
Неприятно все это, конечно. Обидные выкрики из зала, странная реакция в виде топота, распитие шампанского около сцены... Но, может, просто конкретно Геннадию Викторовичу так не везло? Нет. На днях высказалась и Лолита. На ее недавний сольный концерт некоторые зрители принесли с собой еду и алкоголь. И стали пировать под музыку! Оказывается, подобное происходит регулярно.
- Концерт превращается в ад для артиста и для нормального зрителя, - говорит певица. - Мне кажется, есть какие-то нормы социума, которых нужно придерживаться.
- На неадекватное поведение или неподготовленность публики артисты жаловались испокон веков, - объясняет Михаил Грушевский. - Принципиально публика за последние лет сто, мне кажется, не изменилась. А про нуворишей...
Это понятие осталось в прошлом. Сейчас у богатых тренд такой, чтобы позиционировать себя скромно. На концертах или заказных мероприятиях в основном все стараются вести себя аккуратно. Сейчас ведь все снимают камеры. Неадекватное поведение тут же попадает в интернет. Зачем человеку привлекать к себе ненужное внимание?
А проблема образования и воспитанности у публики — это вопрос, который не связан с достатком. Есть люди весьма среднего достатка и широчайшего кругозора, есть очень богатые с еще более широким кругозором. Но, как говорят математики, верно и обратное. Публика не может быть однородной. Там всегда есть люди с очень ограниченным диапазоном интересов и наоборот.
Но иногда, надо сказать, бывает неподготовленная аудитория. То, что принято называть «простая публика». Очень простая. Из категории «университетов не кончали». Но и среди такой публики всегда есть люди, которые способны сердцем, эмоциями компенсировать отсутствие каких-то глубинных познаний. То есть аудитория в целом состоит из очень разнородных людей. И, конечно, мечта любого артиста - найти подход ко всем. Найти общую территорию интересов со своей публикой. Но не всегда это удается. У меня на днях был очень интересный в этом плане опыт. Крупное корпоративное мероприятие, на котором я был и ведущим, и юмористом. А музыкальная программа состояла из очень разных номеров - от остромодных современных до ретро из ранних 90-х. И каждое из этих направлений нашло свою аудиторию в одном и том же зале. Поэтому, мне кажется, нет какой-то общей тенденции. Публика очень разная. И была, и есть.
Конечно, приятно, когда публика культурная, подготовленная, когда она жаждет общения с артистом. Но так бывает не всегда. Может попасться снобистская публика, которая смотрит на артиста, скрестив руки на груди, и что бы ты ни делал - хоть наизнанку вывернись! - а им все кажется примитивным и крайне скучным. Но это определенный процент всегда и везде. Поэтому я не разделяю скептицизма по отношению к публике в целом. Когда-то у Михаила Жванецкого была такая присказка, которая вызывала взрыв хохота. Он говорил зрителям: «А вы сегодня быстро соображаете! Иногда бывает ощущение, что тысячи тупых заранее сговорились и одновременно пришли на твой концерт!» Но это просто реприза. Не могут тысячи тупых сговориться. И не может вся публика быть тупой и некультурной. Дифференциация зрителей на понимающих и не очень всегда имеет место быть...
А КАК У НИХ?
Энтони Хопкинс раньше играл в театре. Но потом бросил. «Я, пожалуй, не смог бы снова выйти на сцену театра, - говорил он. - Как-то увидел спящего в первом ряду зрителя, в то время как я на сцене играл короля Лира. С тех пор у меня пропала охота».
Британская певица Софи Эллис-Бекстор призналась, что ей иногда приходится успокаивать зрителей, громко общающихся между собой во время концерта, и что такое поведение публики очень ее расстраивает.
Другая певица - Беверли Найт - на своей странице в соцсети потребовала, чтобы те, кто не умеет себя вести, сидели бы дома. Она наблюдала, как в театре один невоспитанный молодой человек поднялся на сцену и выхватил трость у слабовидящего актера. Он, видите ли, хотел удостовериться в том, что артист на самом деле не видит. Зритель махал руками перед лицом беспомощного артиста и настойчиво просил назвать количество пальцев, которое показывает.
Лидия Мезина
Фото: Я. Чингаев/АГН «Москва»