Новости культуры и искусства
2740

Галина Волчек: Последняя из могикан

Галина Волчек: Последняя из могикан

26 декабря в театре «Современник» шел хулиганский спектакль «Анархия».

Зрители смеялись над выкрутасами героев, не подозревая, что за кулисами притаилась трагическая весть. Ее объявили после финальной сцены:

- Только что умерла Галина Борисовна Волчек...

АКТРИСА, РЕЖИССЕР И… МОДЕЛЬЕР

Галина Волчек была душой «Современника». Она основала его вместе с Олегом Ефремовым, Игорем Квашой, Евгением Евстигнеевым, Лилией Толмачевой и Олегом Табаковым. Никого из них уже нет на этом свете. Галина Борисовна была последней из компании смельчаков, которые в 1956 году решили бросить вызов косному «старому» театру, создав нечто принципиально новое. «Студия молодых актеров» - так поначалу называлось их детище, которое со временем выросло, окрепло, получило собственное здание и сменило имя на «Современник».

Галина Борисовна возглавила этот театр в 1972 году. И оставалась на своем посту до самой смерти. Ее знают как замечательную актрису, талантливого режиссера, театрального педагога. Причем фамилия Волчек имеет мировой вес: она ставила спектакли в США и Европе, читала лекции и давала мастер-классы в зарубежных вузах.

Можно ли сейчас представить, что Галина Борисовна могла бы пойти по жизни совсем иной дорогой? Нет. А между тем ее отец - знаменитый кинооператор Борис Волчек - был категорически против того, чтобы дочь поступала в театральный.

Актерская профессия в его глазах имела слишком много минусов: эмоционально тяжелая, зависима от случая и воли режиссера, популярности можно добиваться годами и не добиться... Волчек-старший, заметив, что его Галя обожает читать и прекрасно пишет школьные сочинения, настаивал на Литинституте. Потом в качестве компромиссного варианта он предложил сценарный факультет ВГИКа. А упрямая дочь все равно поступила в Школу-студию МХАТ. Она обожала театр!

Но бывало и так, что театральная кухня ее все-таки утомляла. На этот случай у Галины Борисовны был очень необычный способ отвлечься:

- Мой образ жизни, постоянная экстрема, в которой я пребываю, иногда требуют разгрузки. Чтобы переключиться, придумываю фасоны одежды в голове. Смоделирую пару ярких нарядов и - мозг переключается.

Результаты таких «переключений» можно было потом увидеть на Волчек: придуманные ею костюмы отшивались на заказ портнихами. И все восхищались, с каким вкусом и как элегантно одевается худрук «Современника».

Как знать, может, Волчек в качестве кутюрье тоже могла бы прославиться. Но ее режиссерский дар затмил все остальные таланты, в том числе и актерский...

КАРЬЕРЕ В КИНО ПОМЕШАЛА РОДИНКА

Галина Борисовна обладала изумительной актерской харизмой. Снялась почти в трех десятках фильмов. Но в какой-то момент поставила на актерской карьере точку.

- Как актрисе мне кино не доставило радости, - признавалась Волчек. - Кинематограф использовал меня как типаж, а я в принципе ненавижу такой подход к искусству. Менялись мои маски, прически, партнеры, а мне навязывали неизменный, очень необъемный образ, в который вместить даже часть моего представления о жизни никогда не удавалось.

Но кроме творческой неудовлетворенности была еще одна причина, по которой Волчек в конце концов «завязала» со съемками. Она не нравилась себе на экране.

Самая блестящая кинороль в ее жизни - переводчица Варвара в «Осеннем марафоне» Георгия Данелии - в этом смысле ее больше всего огорчила. Оператор Галину Борисовну не пощадил: всячески старался подчеркнуть, что ее героиня - полная, некрасивая, потихонечку спивающаяся дама. Отснятый материал Волчек не показывали до последнего. Она посмотрела на себя в фильме, только когда пришла на озвучивание, и позже с обидой вспоминала:

- У меня на носу была довольно заметная родинка. Я уже прожила с ней большую часть жизни, снималась, даже в «Короле Лире» играла одну из главных ролей - ее мне там замазывали. А тут, на озвучании «Осеннего марафона», стою в наушниках и молчу. «Галь, ну что ты?» А я рыдаю, остановиться не могу - увидела свое изображение крупным планом... А после бегом в какой-то институт, где мне ее свели... Правда, до конца фильм я не посмотрела. На премьеру не пошла, чтобы не видеть позора.

Волчек потом еще пару раз снялась в кино, но это были случайные, проходные роли. По сути, «Осенний марафон» стал ее последней заметной киноработой. Галина Борисовна впоследствии сосредоточилась исключительно на театре, более того - на театральной режиссуре. На сцену она ведь тоже больше не выходила.

С ЕВСТИГНЕЕВЫМ РАЗВЕЛАСЬ ИЗ-ЗА ИЗМЕН

Евгений Евстигнеев был первым мужем Галины Волчек. Они познакомились еще во время учебы в Школе-студии МХАТ. Оба бегали курить на переменках. Однажды Евстигнеев протянул Волчек ядреный «Беломор». Галина лихо затянулась папиросой, чем вызвала восторг...

В 1955-м влюбленные поженились. В 1961-м родился сын Денис. Долгое время их маленькая семья наслаждалась абсолютной идиллией. Но постепенно все начало портиться...

К Евстигнееву пришла слава. И до Галины Борисовны стали доходить слухи о том, что знаменитый муж ей изменяет. К сожалению, один из слухов подтвердился. Разлучницей оказалась молодая и замужняя на тот момент актриса Лилия Журкина. Волчек собрала вещи и ушла от мужа. Уступила его сопернице.

- Я верю только во взаимную любовь. Никакие компромиссы в этом вопросе для меня невозможны, - говорила она годы спустя.

Евстигнеев в 1966-м женился на Журкиной. Но с ней он, видимо, не был так счастлив, как с Галиной Борисовной, и незадолго до смерти заявил Волчек: «Ты сломала мне жизнь!»

Вторым супругом Галины стал профессор Строительного института, доктор технических наук Марк Абелев. Он был чутким, заботливым, нашел общий язык с сыном Волчек, души не чаял в жене. Но у него случались такие вспышки ревности, сопряженные с приступами ярости, что Галина Борисовна после 10 лет брака все-таки подала на развод.

После этого у нее был многолетний роман с физиком по имени Владимир. Он был женат, бросить семью все никак не решался. И тогда Волчек бросила его. С тех пор единственным мужчиной в ее жизни оставался сын Денис, который тоже стал режиссером.

- Сын для меня - тема особая, - говорила Галина Борисовна. - Так сложились наши отношения, что он - мой главный советчик, самый строгий зритель и судья. Не могу выпустить спектакль, пока его не посмотрит Денис.

ДРУЖБА С ПРИМАДОННОЙ И СПЕКТАКЛЬ ВСЕЙ ЖИЗНИ

Галина Волчек много лет была тесно связана с семьей Аллы Пугачевой. Она даже предлагала Примадонне как-нибудь сыграть в одном из спектаклей «Современника». Но до совместной работы дело так и не дошло. Зато дружили - не разлей вода.

Две гранд-дамы отечественной культуры вместе отмечали праздники и ездили на отдых к морю. Маленькие двойняшки Аллы Борисовны Лиза и Гарри считали Волчек своей родной бабушкой. А старшая дочь АБ Кристина Орбакайте была занята в очень значимом для Галины Борисовны спектакле - «Двое на качелях» (по пьесе Уильяма Гибсона). С этой постановки в 1962 году началась режиссерская карьера Волчек. Пронзительная история любви продержалась в репертуаре театра 30 лет, в 1992-м все-таки вышла из репертуара.

Однако в 2015-м Волчек неожиданно решила вернуться к той же самой пьесе и поставила спектакль заново! Главная женская роль сразу была отдана Чулпан Хаматовой. Но актриса в какой-то момент решила оформить творческий отпуск. Ее и заменила Орбакайте. Причем певица получила это серьезное предложение не по блату, а из-за того, что Волчек еще давным-давно, со времен фильма «Чучело», в котором маленькая Кристина сыграла главную роль, разглядела в ней большую актрису.

Кстати, многие считают, что, вернувшись к своему дебютному спектаклю, Волчек словно закольцевала карьеру. Поставила в ней точку. После премьеры она уже очень редко появлялась в театре, стала сильно болеть. И вот ослабленный недугами организм сдался под натиском банальной пневмонии... Прощайте, Галина Борисовна!

Лидия Мезина.

Фото: ТАСС/Т.Николаева

Оставайтесь с нами! Подпишитесь на наши каналы и получайте актуальные и проверенные новости.

Комментарии (0)