В Выборгском Доме культуры в рамках кинофестиваля «Окно в Европу» прошла встреча с поэтом, режиссером, сценаристом и актером в одном лице - Евгением Евтушенко, чей фильм «Похороны Сталина» в этом году отмечает 25-летний юбилей.
После просмотра Евгений Александрович поделился со зрителями историей создания картины. Он рассказал о прототипах героев фильма, о том, какое тщательное внимание уделял работе с актерами массовых сцен.
«До сих пор поражаюсь, насколько ответственно все участники массовки подошли к своей роли. Для сцены огромной толпы во время похорон Сталина я попросил всех актеров прийти в одежде, соответствующей эпохе 50-х. Нельзя было допустить попадания в кадр современных элементов - молний, кнопок, и прочих пластиковых деталей. Удивительно, но никому из пришедших даже не понадобился костюмер, настолько все точно поняли поставленную задачу. Кроме того, все эти люди работали абсолютно безвозмездно! Съемки масштабных массовых сцен в центре Москвы длились неделю, и я обратил внимание, что среди участников не было ни одного безучастного или равнодушного лица. Я много разговаривал с актерами перед съемками, раскрывал им свой замысел. Так что они, скорее, были не просто массовкой, а моими союзниками».
Говоря о своих пристрастиях в кинематографе, Евгений Александрович признался, что ближе всего для него всегда был период итальянского неореализма. Он поведал занятную историю о том, как ему удалось в Италии разыскать человека, который ребенком снимался в фильме Витторио Де Сика «Похитители велосипедов». «Он не пошел по актерскому пути, работает землемером. Обижается, что Де Сика не предложил ему роли в других своих фильмах, не сделал из него звезду» (смеется).
Одним из любимых российских фильмов Евгений Александрович назвал «Холодное лето пятьдесят третьего…» Александра Прошкина. «Я считаю, что у нас много недооцененных фильмов. Многие не приняли фильм Эльдара Рязанова «Андерсен. Жизнь без любви» за его возвышенный романтизм. Именно за эту особенность, мне, например, понравился этот фильм.
Из картин, которые Евгению Евтушенко удалось увидеть на фестивале, сильное впечатление на него произвели два фильма. Это лента Ильи Северова «Развод по собственному желанию», которая, по признанию режиссера, растрогала его до слез. «Самое лучшее чувство на свете - любовь. Убежден, что картина будет иметь успех за границей». Мэтру понравилась и картина Сергея Никоненко «Охота жить», в которой он отметил блистательную игру актера и режиссера.
Евгений Александрович признался, что он мечтает снять фильм о проблеме самоубийств среди подростков, актуальной для нашего общества. Под занавес встречи Евгений Евтушенко озвучил мудрые и особенно важные в наше время слова: «Искусство всегда учило нас лучшему, что есть в человеке. Сегодня, к сожалению, забывают о том, что искусство должно нести и педагогическую функцию, вселять надежду.
Евгений Вихарев
Фото: РИА «Новости»