Сергей Сенин, пятый муж Людмилы Гурченко, мечтает открыть мемориальный музей в квартире в Трехпрудном переулке, где жила и умерла его легендарная супруга. Однако дочь актрисы выступает резко против подобной идеи.
Это причудливое строение с башенками (Трехпрудный переулок, 11-13) было построено более ста лет назад знаменитым архитектором Нирнзее как доходные «Волоцкие дома». После революции одни квартиры здесь стали коммунальными, другие же получили определенную известность. Именно в этом доме жил автор «Старика Хоттабыча» Лазарь Лагин, сюда же он поселил и героя своего произведения - Вольку ибн Алешу. В «Волоцких домах» жила и Наталья Бонк, автор учебника английского языка, с которым знаком, кажется, каждый ученик. Сегодня тут живут актриса Татьяна Догилева, легендарный хоккеист Вячеслав Фетисов. А Никита Михалков, по слухам, именно здесь купил квартиру для старшей дочери Анны.
Но, пожалуй, самой известной жительницей дома была Людмила Марковна Гурченко, которая обитала в трехкомнатной квартире на последнем этаже. Она вспоминала, как еще девчонкой попала в харьковский ресторан и, увидев там множество фикусов и гипсовых купидонов, подумала: «Вырасту, и у меня дома будет так же». Спустя много лет мечта осуществилась. Квартира в Трехпрудном переулке стала хранилищем множества коллекций - не только фикусов и гипсовых купидонов, но и ваз, бутылочек, мензурок из зеленого уранового стекла, а также разнообразных нарядов звезды экрана.
После смерти Гурченко ее супруг Сергей Сенин выставлял личные вещи актрисы в двух музеях - галерее «Дом Нащокина» и Музее Москвы. Мебельный гарнитур, туалетный столик, украшения и аксессуары, платья, награды кинофестивалей - посетители словно оказывались дома у Людмилы Марковны. Теперь же Сенин решил, что выставке лучше не кочевать по разным площадкам, а открыться в той самой легендарной квартире номер 22, где и провела последние годы его знаменитая жена.
- Сегодня в квартире работают около тридцати человек - ученые Строгановского училища, специалисты по костюму, по украшениям, по фарфору, по мебели. Они каталогизируют все - от концертных и повседневных платьев до бокалов и вазочек. Номинально цена этих вещей далека от заоблачной. Но с точки зрения будущего музея и памяти - они бесценны. Когда ближе к лету специалисты закончат работу, надеюсь, мы найдем возможность организовать музей. И пусть эта память останется нашим потомкам, - говорит супруг Гурченко.
Правда, дочь актрисы Мария Королева против музея в квартире, стоимость которой превышает 20 млн рублей. Здесь ей принадлежит одна четверть, и Мария хочет продать квартиру. Кстати, как говорит Сенин, нужные вещи, связанные с матерью, она уже забрала.
- Вскоре после завершения выставки в Музее Москвы я отдал Маше сервиз ее знаменитого деда Бориса Пильняка, трофейное зеркальце, которое привез Люсин папа в 1945 году из Германии, альбомы с ее детскими фотографиями, потому что считал не вправе даже обсуждать свою претензию на эти вещи. А перед Новым годом передал Маше несколько Люсиных шуб, - рассказывает Сенин.
Но, как говорит супруг актрисы, Королевой этого показалось мало. Недавно она в присутствии телекамер взломала дверь в квартиру и предъявила на нее свои права. И все-таки Сергей Сенин пока еще надеется, что с единственной дочерью Гурченко он сможет договориться.
Ф. Г.
Фото ИТАР-ТАСС