В российском прокате стартовал российско-британский фильм «Танцующий в пустыне» режиссера Ричарда Реймонда.
Старт, прямо скажем, запоздалый, т.к. его премьера состоялась в Германии еще в июле 2014 года, а в США фильм уже успел собрать кое-какие деньги. Чем могла быть вызвана такая задержка, зритель может пофантазировать сам, после просмотра.
Это экранизация истории Афшина Гаффариана – молодого иранского танцора, попросившего политического убежища во Франции. На данный момент Афшин имеет свою танцевальную студию в Париже.
Дело в том, что согласно жестким трактовкам норм ислама некоторыми религиозными проповедниками, танец ведет человека к разврату и потому подлежит строгому запрету. С тех пор, как тень аятолла Хомейни накрыла древний Иран, а талибы, вскормленные американцами, перестали слушаться своих заморских хозяев, территория от Индии до Турции стала землей шагающих, семенящих, ползающих, да каких угодно, только не танцующих людей.
Если вы вздумаете потанцевать в Иране или Афганистане, помните, что в 2012 году в Афганистане за это было казнено 17 человек (после там никто танцевать не пытался), а в Иране вам грозит тюрьма, ну или в лучшем случае побои от полиции нравов.
Однако через старые записи выступлений Нуриева и подпольный интернет дух танца проникает в мир религиозного фанатизма и тогда особо чувствительные люди, как Афшин Гаффариан, идут на риск ради искусства.
Конечно, они не экзальтированные художники, а молодые и страстные натуры, они хотели бы освободить свою Родину от террора исламского радикализма, но когда к твоей голове приставляют пистолет, счастливым случаем оказывается возможность уехать во Францию.
Режиссер Ричард Реймонд так говорит о своем фильме: «Эта история провоцирует людей к объединению и напоминает нам о надежде найти в человечестве стойкость и решимость для борьбы за то, что является правильным». Сам фильм заканчивается кадрами с улыбающимся Афшином, не актером, а тем настоящим Гаффариеном, который, как нам говорят, «надеется когда-нибудь вернуться на Родину».
Однако у них обоих хочется спросить – а куда побежим дальше? Во Франции пока еще хорошо, пока еще люди в масках там жгут только машины, а не Гранд-опера. Но что может сделать балет, да и вообще – искусство, против вооруженных фанатиков?
Роман Платонов.