Новости культуры и искусства
3460 | 0

Американская история Тоси Кислицыной и фильма «Девчата»

Американская история Тоси Кислицыной и фильма «Девчата»
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

Румянцева

В марте 1962 года в прокат вышел фильм режиссера Юрия Чулюкина “Девчата” с Надеждой Румянцевой в главной роли.Взошедшей звезде, как и картине, сопутствовали поклонники, цветы, банкеты, встречи, овации, фоторепортажи... Но была и другая история, которая не попала под прицел объективов. Она как авантюрный экшен со всеми элементами жанра - секретным письмом, вражеской агентурой, погоней, переворотом... Это уже совсем не девичья история приключений Тоси Кислицыной за океаном. О том, что осталось за кадром, рассказал Павел Владимирович Московский - руководитель “Совэкспортфильма” в 50-60-е годы. Бывший партийный работник, отвечавший за идеологическую составляющую всех советских фильмов, сберег в своем домашнем архиве уникальные снимки из истории проката картины за границей. Сегодня они доступны читателям “МН”.



ЛЮДИ В БЕЛОМ


1964 год. Аэропорт Рио-де-Жанейро. Среди пассажиров трое русских - актриса Надежда Румянцева, критик Борис Ткачев, сопровождающий Павел Московский. Все вместе возвращаются с фестиваля советских фильмов в Чили, где горячим латинским зрителям показали, как трогательно и весело любят русские в заснеженном Урале. В зале отлета наши соотечественники держатся обособленно. Самолет сел на дозаправку, остановка в Бразилии транзитная. К ним направляются трое представительных стильно одетых мужчин спортивного телосложения - все в белоснежных костюмах и темных солнцезащитных очках. На ломаном русском языке представляются работниками аэропорта, сообщают, что рейс задерживается, и предлагают пройти в зал ожидания для почетных гостей. Ничего не подозревая, соотечественники следуют по коридору со стеклянными витражами. Тут Московский видит, как в самолет, на котором они должны лететь дальше, по трапу поднимаются остальные пассажиры. Мелькнула неприятная мысль: “Значит, идет посадка! Нас пытаются отвлечь и задержать!” Другое в голову прийти не могло. В разгаре холодная война - только закончился Карибский кризис. Накануне отлета он приватно встречался с социалистом Сальвадором Альенде и коммунистом Луисом Корваланом. Западные спецслужбы не могли этого не засечь. На раздумывания времени не было. Заметив дверь, едва слышно шепнул: “Бежим!” Благо, Румянцева и Ткачев лишних вопросов не задали: нырнули в проем и бросились через летное поле к самолету, взбежали по трапу и проскочили в уже закрываемую стюардессой дверь. На французском языке дама вежливо сделала замечание за опоздание. Последним в салон вошел Павел Московский. Оглянулся. Люди в белом стояли на кромке поля: такой прыти от русской артистки и ее сопровождающих никто не ожидал - даже за руку не успели схватить. На открытую же погоню, видимо, не решились.

- Павел Владимирович, зачем понадобилось встречаться с Альенде и Корваланом?


- Это была их инициатива. Пока мы находились в Чили, Пленум ЦК КПСС освободил Хрущева от руководства страной и избрал первым секретарем партии Леонида Брежнева, а председателем Совета Министров Алексея Косыгина. Сальвадор Альенде и Луис Корвалан воспользовались нашим визитом и поочередно вызвали меня на частный разговор. Оба были обеспокоены событиями в СССР и попросили передать новому главе государства в устной форме намерение дальнейшего сотрудничества. Каких-либо письменных документов или заверений не вручали. Но спецслужбы, видимо, предположили, что у меня пакет. Уверен, что за нами следили. Время беспокойное: в мире противостояние советской и американской моделей жизни, борьба за сферы влияния. Успешно поддержав социалистов на Кубе, правительство Советского Союза на достигнутом не остановилось и стало укреплять свои интересы на всем континенте - традиционной сфере влияния США. Для этого использовало все рычаги, в том числе популяризировало советский образ жизни с помощью кино. Не случайно Ленин говорил: “Из всех искусств для нас важнейшим является кино”.

“СИНЬОР... РОССИЯ... РЕВОЛЮЦИЯ!”


- А как ваша компания восприняла историческое смещение Хрущева? Никто не пожелал остаться в предгорье Анд?


- Запомнил этот день - 16 октября. Мы находились в небольшом городке Арика на севере страны. Было утро. Я проснулся первым, вышел на террасу нашей одноэтажной деревянной гостиницы и увидел разносчицу газет. Девушка закричала: “Синьор... Россия... революция!” Взял в руки свежий номер - с первой полосы на меня смотрят портреты Брежнева и Косыгина, а рядом - карикатура на Хрущева. Языка не понимаю, но по смыслу догадался: дома что-то неладное. Пошел звонить в диппредставительство Советского Союза в Сантьяго. Консул сообщил, что в Москве прошел пленум... Возвращаюсь, а гостиница уже в плотном кольце журналистов. Навстречу по коридору бежит Наденька: “Павел Владимирович, что случилось?” Как только я ей сообщил о случившемся, тут же сказала: “Немедленно возвращаемся домой!” И это несмотря на то, что у нас была запланирована поездка в Нью-Йорк, где картину ждали на показе в ООН. Но для начала нам вдвоем пришлось отвечать прессе: мол, ничего страшного в России не произошло, хотя сами сильно волновались - у каждого на родине осталась семья. Наде доверяли, и потому без нее было не обойтись. Отвечала со мной, не сказав ничего лишнего. Она в Чили произвела настоящий фурор! Вместо запланированной недели задержались на месяц и объездили всю страну с юга на север. Ее называли “Чаплин в юбке”.

Румянцева
«А по мне - так одной лучше! Хочу халву ем, хочу пряники»

- Что увидели и запомнили? Вижу на фото вас с Пабло Нерудой...
- Мы приехали поздравить чилийского поэта с прошедшим юбилеем и быстро нашли общий язык. Я Павел, он Павел. Тут же придумал меня звать по-испански, а его - по-русски. Вначале миссию поздравления возложили на Константина Симонова и Маргариту Алигер, но советским поэтам в визе отказали. Нам же выдали. Нобелевский лауреат принимал нас у себя на вилле в Вальпараисо вместе с женой. Удивили муляжи лошадей, расставленные по всему дому. Неруда оказался большим любителем скакунов. Мы ему привезли в подарок от Союза писателей СССР малахитовую шкатулку с палехской росписью. Помню, жена Матильда не выпускала ее из рук и время от времени, глядя на нее, повторяла: “Это чудо!”

- Надежда Васильевна в поездке была похожа на свою героиню Тосю Кислицыну?


- Опишу такой случай. Мы посетили обсерваторию, где работали ленинградские астрономы. Она посмотрела в телескоп и воскликнула: “Ой, смотрите! Здесь звездочки неправильно летят... Видите, одна из них отделяется и уходит в сторону”. Интонация, с которой это было сказано, раскрыла всю суть актрисы - искренность, непосредственность, доброту. Кстати, астрономы следом посмотрели в оптический прибор, произвели расчеты и выяснили, что в этот момент в той точке в космосе находился первый в истории экипаж - Борис Егоров, Владимир Комаров, Константин Феоктистов. Надежда Васильевна увидела момент, когда от корабля “Восток” отделился спусковой аппарат, и, таким образом, стала очевидцем исторического события.

Пабло Неруда и его жена Матильда (справа) принимали нас на вилле Вальпараисо

КАК СТАЛИН РАЗРЕШИЛ СНИМАТЬ НА КРАСНОЙ ПЛОЩАДИ
...После фестиваля все благополучно вернулись домой. Московский записал все сказанное Альенде и Корваланом на бумагу и через министра культуры отправил письмо “наверх”. Прошли годы. Во время военного переворота Пиночета в 1973 году погиб Сальвадор Альенде. Через 12 дней в столичной клинике Сантьяго при невыясненных обстоятельствах умер Пабло Неруда. Есть версия, что его также убили. Лидер чилийских коммунистов Луис Корвалан провел три года в тюремных застенках и конц­лагерях. В 1976 году Брежнев обменял его на советского диссидента Буковского. В народе пошла гулять фольклорная интерпретация события: “Обменяли хулигана на Луиса Корвалана...” После нескольких пластических операций на лице чилийский патриот вернулся на родину, где нелегально жил до падения режима Пиночета и умер в 2010 году.

В апреле 2008 года от нас ушла Надежда Румянцева. По одной из версий, причиной смертельного недуга стала травма, нанесенная преступником.

А Павел Владимирович живет в Доме ветеранов кино, который с подарками и концертами навещают сотрудники Национального фонда поддержки правообладателей. В 97 лет в третий раз женился и совсем не похож на немощного старика: четко слышит, не переспрашивает и без запинки выговаривает сложно произносимое имя одного из отцов индийского кино - Маноранджан Бхаттачария. В 1951 году Московский привел режиссера вместе с делегацией индийских кинематографистов на Красную площадь. Когда гости начали фотографироваться, подошли люди в штатском и со словами “Не положено!” засветили пленку. Павел Владимирович обратился к министру культуры: мол, как это так? Тот связался с Молотовым, последний сделал звонок Сталину. Через 5 минут пришел ответ: “Снимайте!” С тех пор съемку на фоне Кремля не запрещали...


Виталий Лесничий

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.