Реклама в газете
Новости транспорта. Автомобильные новости
131 | 0

Большие беды от мини-мотоциклов

Питбайки и эндуро, эти мини-мотоциклы для езды по пересеченной местности, в последние годы стали модной игрушкой для подростков.

Большие беды от мини-мотоциклов
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

Но каждое лето эта мода уносит здоровье и даже жизни многих ее беспечных последователей. А главное - страдают ни в чем не повинные люди - другие участники ДТП.

По задумке конструкторов, питбайки и эндуро - спортивный инвентарь для обучения детей в мотошколах и мотосекциях. Легкие в сравнении с классическими мотоциклами и очень маневренные, они хороши для тренировок на специально оборудованных мотодромах под контролем тренеров. В реальности таких площадок кот наплакал, и техника с приставкой «для спорта» вынуждает подростков искать полигоны в самых неподходящих местах.

Интернет-магазины заманчиво предлагают десятки видов этих маленьких и вполне доступных моделей - от бензиновых до электрических. Цена стартует от 26 тысяч рублей, за которые юный лихач получает возможность разгоняться минимум до 50 км/ч. Число проданных у нас за полгода питбайков увеличилось с 5 тысяч до 15 тысяч штук.

Мини-мотики все чаще оказываются на улицах СНТ и проселках, на второстепенных дорогах и даже на оживленных трассах. Седлают таких юрких «коньков» даже те, кому и на велосипеде-то еще рано по улицам кататься.

Юные гонщики без шлемов и малейшего представления о правилах дорожного движения мчатся на полноценном транспорте, требующем ответственности и дисциплины, наперегонки с машинами.

По статистике Научного центра безопасности дорожного движения, за первые шесть месяцев 2025 года произошло 288 ДТП с участием подростков на питбайках. Десять детей погибли, 235 ранены. И это не считая сотен неучтенных травм, не попавших в отчеты. Вот лишь несколько свежих примеров.

29 июля в Нижегородской области 17-летний питбайкер сбил 9-летнего велосипедиста, который с тяжелыми травмами попал в больницу. 30 июля в Бурятии школьник на питбайке угнал в закат после того, как во дворе дома сбил 73-летнюю женщину. Пенсионерка получила тяжелые травмы. Но бывает все куда страшнее. 27 июня в Ногинске двое подростков на питбайке врезались в автобус. Дети были без шлемов. Один погиб, второй в больнице в тяжелом состоянии.

В большинстве случаев технику своим детям покупают родители. В подарок ко дню рождения или на окончание учебного года. Делают это из лучших побуждений: «чтобы ребенок не зависал в телефоне», «чтобы занимался спортом и научился управляться с техникой». Вот только спортом это становится, когда есть тренер, площадка и правила. Все остальное - смертельная лотерея. Но именно родители оплачивают бензин, разрешают чаду выезжать «на минутку» за пределы поля или двора, а потом делают круглые глаза, когда ребенка увозят в реанимацию.

9 июня в Красноярском крае 8-летний мальчик врезался в стену кирпичного дома, не справившись с питбайком. Ребенок получил тяжелые травмы. «Игрушку» ему купил отец за три дня до аварии. Родитель сам учил ребенка кататься… без экипировки. Теперь против него возбуждено уголовное дело за причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности. Уверенному в своем сыне отцу грозит несколько месяцев ареста.

Для правового поля питбайки сегодня в серой зоне. Формально они подпадают под категории «М» (мопеды) или «А1» (легкие мотоциклы). Это значит, что выезжать на них на дороги общего пользования без прав запрещено по ПДД. Однако отсутствие номерных знаков и ОСАГО делает контроль за «питами» и «эндуриками» почти невозможным, безнаказанность становится нормой.

Есть два законопроекта, которые должны изменить ситуацию. Один предлагает запретить продажу бензина несовершеннолетним: нет топлива - нет покатушек. Но если уж родители купили ребенку байк, то что помешает им купить бензин в канистре и залить его в бак?

Второй законопроект предлагает ввести обязательное наличие прав категории «А» для покупки такой мототехники. Исключение хотят сделать только для спортсменов, официально занимающихся в мотоклубах.

Главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков называет ситуацию парадоксальной: «На питбайках и сейчас запрещено выезжать на дороги общего пользования. Управление без прав - от 5 до 15 тысяч рублей штрафа, питбайк - на штрафстоянку. Есть и штраф за ненадлежащее исполнение родительских обязанностей. Все это четко прописано, просто никто это не контролирует». В конце концов, решить проблему можно и радикально: разрешить покупку мини-мотоциклов только спортшколам и запретить частным лицам.

Увлечение мототехникой само по себе не зло. Но без навыков, без защитной экипировки и без правил любая техника превращается в оружие против окружающих и против самих байкеров. Задача взрослых - донести до детей мысль о том, что дорога - это не место для игр и забав, а пространство, где действуют особые правила и строгие ограничения.

Елена Хакимова

Фото: LEGION-MEDIA

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.