Александр Борисович был многогранной личностью. Но его воспринимали, прежде всего, как экс-супруга Примадонны. И Стефановича это жутко раздражало...
«Я - Александр Стефанович! Я сам по себе. Надоело, что перед моим именем все время ставят вот это «бывший муж Аллы Пугачевой, - выговаривал журналистам Александр Борисович. - Не называйте меня так!»
Потом смягчался и говорил: «Напишите хотя бы сначала «режиссер Стефанович». А уж потом после имени-фамилии - «бывший муж».
Смягчался, наверное, потому что понимал: все и всегда будут отождествлять его в первую очередь с биографией знаменитой экс-супруги. Это как проклятие, которое, впрочем, Стефанович умел обернуть себе на пользу. Написал роман «Кураж», который, по сути, история его отношений с Пугачевой. Потом по этому роману снял сериал и сам же исполнил в нем основную роль. Охотно раздавал интервью о том, как познакомился с Аллой, как влюбился, женился и сделал из нее настоящую звезду.
«Нас познакомил Леонид Дербенев, - вспоминал Стефанович. - При первой встрече Алла произвела на меня очень сильное впечатление. Ее имя не говорило мне ни о чем - я увидел губастую рыжую девчонку, которая целый вечер играла на фортепиано, пародировала кого-то, пела песни. Алла разрезала себе ножом палец, открыла первую страницу моей записной книжки, выдавила кровь и ею написала: «Это кровь Аллы Пугачевой. Определите на досуге мою группу, потому как петь - мое кровное дело».
Далее Александр Борисович рассказывал про первую близость, про взаимную любовь, про свадьбу, устроенную на даче у подпольного миллионера. И, конечно, про то, как стал для молодой певицы Пигмалионом. Он отмечал, что голос у Аллы был так себе, но артистизм это компенсировал. И влюбленный Стефанович решил супругу раскручивать. Придумал для нее сценический образ, посоветовал сделать акцент на исповедальность, рекомендовал каждую песню подавать как маленький спектакль, генерировал скандальные слухи, которые приковывали к ней всеобщее внимание. В общем, из того, что было, буквально вылепил великолепную Примадонну советской эстрады.
Пугачева все эти истории опровергала. Говорила, что и любви-то особой не было, а поженились потому, что Стефановичу понадобилась московская прописка. И что никакой его заслуги в ее становлении нет: певица подчеркивала, что прославилась еще до встречи с будущим мужем - в 1975-м победила с песней «Арлекино» на фестивале «Золотой Орфей», а со Стефановичем связала свою жизнь только в 1977-м. Удивлялась, почему он не создал еще какую-нибудь мегазвезду, «раз такой крутой». Более того, Алла Борисовна называла своего экс-супруга предателем. Почему? Этого она не уточняла. Ходили слухи, будто изменял. Но на самом деле причина в другом. Об этом нам как-то поведал сам Александр Борисович.
Стефанович рассказал, что драматичный перелом в его семейной жизни случился во время съемок фильма «Рецитал», где он был режиссером, а Алла - исполнительницей главной роли. В один из съемочных дней случился скандал: Пугачева повздорила с помощницей режиссера и даже в порыве эмоций порвала на ней пальто. Потом стала кричать что-то обидное другим членам съемочной группы. И всех настроила против себя. Люди отказались с ней дальше работать. Стефановича вызвали к директору «Мосфильма» Николаю Сизову.
«Он заявил мне, что закроет картину, но при этом сделает так, что я больше никогда не буду снимать кино, - рассказывал нам Александр Борисович. - Сизов напомнил, что фильм о советской эстраде уже стоит в тематическом плане, под него выделены деньги и если он не будет доснят, то премии лишится весь мосфильмовский коллектив - пять тысяч человек. Мы стали думать, кем можно заменить Аллу. Была только одна певица ее уровня - София Ротару. И мы решили поменять Пугачеву на Ротару. Как на это могла отреагировать Алла? Ну ведь понятно как. Я еще в кабинете Сизова осознал, что моя семейная жизнь, пожалуй, закончилась. Сразу поехал в нашу квартиру и забрал свои вещи».
Ее обиду даже время не вылечило. Прошел не один десяток лет, а певица продолжала считать Стефановича предателем. Когда Александра Борисовича не стало, Примадонна не нашла даже дежурных слов сожаления. И на похороны не пришла...
Лидия Мезина.
Фото: К. Зыков/
Агентство «Москва»