Единственный в России академический музей композитора Сергея Рахманинова в Москве получил уведомление о выселении.

«ДЕНЬГИ СОБИРАЛИ ПО КОПЕЕЧКЕ»
Музей Рахманинова расположен в двухэтажном здании на улице Ордынка, в шаговой доступности от метро «Третьяковская». Это самый центр Москвы. Он был создан при содействии Юрия Рахманинова, внучатого племянника композитора.
- Юрий Рахманинов был сыном Павла Аркадьевича, а Аркадий - родной брат Сергея Васильевича Рахманинова, - рассказывает Тамара Паршина, директор Московского музея С.В. Рахманинова, кандидат филологических наук. - Павел погиб на фронте, защищая Москву. Юрий Павлович, который стал добрым ангелом для нашего музея, работал в сфере проектирования и строительства метрополитена в СССР. Под музей он выделил одно из зданий, принадлежащих возглавляемой им компании. А также дал команду специалистам, они провели капитальный ремонт здания. Деньги на проведение ремонта мы собирали всем миром. Участвовали и профессора Московской консерватории, и вся, наверное, музыкальная общественность столицы, и поклонники творчества Рахманинова из других городов. В этот музей не вложено ни рубля из государственных средств. Собеседница «МН» подчеркивает, что «Рахманинов - имя особое для России». И нет, наверное, в нашей стране человека, равнодушного к его творчеству и масштабу личности. После революции 1917 года Сергей Рахманинов покинул Россию. Однако до конца дней, уточняет Тамара Паршина, оставался русским человеком. - Он давал концерты по всему миру, его имя гремело. Значительные суммы перечислял на нужды Красной армии. Также поддерживал продуктами десятки семей в России в то голодное время - детей, стариков. Я лично была знакома с людьми, которых продуктовые посылки от Рахманинова спасли от голодной смерти. Рассказывая об этом, люди плакали, - поделилась директор музея.
- Недавно мальчик 12 лет, играя у нас на рояле Рахманинова, сказал, что это самый счастливый день в его жизни. Проходят беседы, дискуссии, лекции, научные конференции. Репетируют студенты музыкальных учреждений. Где еще в Москве можно найти площадку для репетиций бесплатно либо за символическую стоимость? Полагаю, нигде. Немалая часть зрителей - пенсионеры. - уточняет Паршина. Кстати, рояль Рахманинова Тамара Паршина приобрела 30 лет назад на собственные средства, в рассрочку, выкупила из частной коллекции. Некоторые вещи семьи Рахманиновых передал в дар учреждению Юрий Рахманинов. И если музей выселят, растерянно повторяет Тамара Васильевна, «куда же мы денем уникальные экспонаты, рояль?..»
- В московской квартире он не поместится. У нас с супругом нет таких апартаментов, как у любителей «голых вечеринок». Мы живем удобно, но скромно. И мы не имеем права утратить этот рояль. Это история нашего народа, символ, - подчеркивает она.
«ВАМ ПЕРЕЗВОНЯТ»
Письмо с информацией о грядущем выселении музей получил 1 апреля. Это день рождения Сергея Рахманинова. А также день юмора. Поэтому поначалу в учреждении даже решили, будто это первоапрельская шутка, розыгрыш. Через время пришло повторное уведомление. В нем уже были прописаны сроки, в которые музею надлежит освободить помещение.
- В письме бегло сообщается, будто мы не выполнили распоряжение о ремонте дома. Что за распоряжение, кем принималось и когда, информации нет, - уточняет Тамара Паршина. - Пройдите по музею, посмотрите. Он нуждается в ремонте? На мой взгляд, нет. Юрий Павлович Рахманинов, я напомню, выделив бригаду, полностью решил этот вопрос. Ремонт был сделан идеально, что называется, на века. К сожалению, к настоящему времени Юрий Павлович ушел из жизни и некому теперь нас защитить.
Сотрудники музея подозревают, что строка о якобы «невыполненном распоряжении о ремонте» может быть не более чем поводом. Возможно, двухэтажное добротное крепкое здание с собственным двориком в центре Москвы кому-то понадобилось под иные нужды, не связанные с культурой.
Тамара Паршина уточнила, что последние недели провела с телефоном в руках. Многократно звонила и в Департамент культуры Москвы, и в комитет по управлению имуществом, и в приемную мэра...
Написала письма-обращения во все возможные московские и федеральные инстанции. Но ответа о причинах выселения и лицах, принимавших это решение, не получила.
- Мне отвечают: «Оставьте ваш номер, мы вам перезвоним». Никто не перезванивает. А время идет, до назначенной даты выселения остаются буквально считаные дни, - подчеркивает директор музея. - Я недавно услышала слова нашего президента Владимира Путина. Он говорил о Великой Отечественной войне, 80-летие со дня Победы в которой наша страна отмечает в этом году. Так вот он сказал, что у народа, который не знает своего прошлого, нет будущего. Он абсолютно прав! Как раз музей для того и существует, чтобы собирать и хранить память... Мне 86 лет. У меня никогда не было ни больших денег, ни фабрик-заводов. Мне этого и не нужно. И сейчас моя единственная цель состоит лишь в том, чтобы сохранить память о выдающейся личности и не дать разрушить то, что уже сделано. Кстати, 2 апреля этого года памятник Сергею Рахманинову установлен во дворе Парижской консерватории. Там великого русского композитора чтят и помнят.
Виктория Катаева
Фото автора.