Новости культуры и искусства
2017 | 0

«Недоросль» в Театре Чихачева

«Недоросль» в Театре Чихачева
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

В Театре Чихачева  состоялась премьера  спектакля-мюзикла по мотивам  комедии Дениса Фонвизина «Недоросль».

Постановка современная и актуальная, по нынешним временам можно сказать, что смелая - в ней много аллюзий по поводу  времени где подлость, глупость и цинизм в обществе потребления возведены в абсолют. Но герои спектакля обличая  все это, смеются над происходящим.

«Не хочу учиться - хочу жениться», - подобные мысли наверняка приходят в голову современным митрофанушкам, не утруждающим себя подготовкой к сдаче ЕГЭ.  Кстати сказать, премьера комедии «Недоросль» состоялась в далеком 1783 году, во времена правления императрицы Екатерины II, но темы, затронутые в ней, сегодня остались весьма своевременны и свежи.

Напомним, что создатель жанра русской бытовой комедии Денис Иванович Фонвизин написал «Недоросля» в возрасте 37 лет. К этому времени он уже окунулся мир большой политики и закулисных игр на государственной  службе , осознал пагубность деспотизма, расцветшего в период правления Екатерины II.

Мюзикл «Недоросль» Александра Журбина раскрывает новые грани нестареющего сюжета. Это сатира, беспощадно высмеивающая людские пороки. Это смелая попытка посмотреть в глаза действительности, противопоставить невежеству знания и мудрость, беззаконию - благородство и честь, тирании - искреннюю любовь. В спектакле жесткая сатира и гротеск сочетаются с размышлениями о вечных русских проблемах: иждивенчестве, неуважении к личности, деспотизме, слепой любви родителей к своему чаду… и о проблеме власти, не видящей и не слышащей тех, кем она управляет. Наряду с героями комедии Фонвизина главным действующим лицом становится сама императрица Екатерина II. Драматургии либретто даже мелькают определенные находки, в виде  частных моментов (добавлена комедийно-романтическая линия няньки Еремеевны и немецкого учителя-кучера Вральмана), так и общей концепции: Правдин представляет Екатерине Второй новую комедию Фонвизина, та слушает, сама комедия по ходу разыгрывается (с плясками куплетами, написанными с использованием современного сленга и архаизмов пополам), императрица комментирует, то взвешенно, то благожелательно, но по большей части возмущенно-скептически.

Рефреном спектакля  стала аккуратная, небольшая интеллигентская фига в кармане, которая раздувается  до «откровения»: «Россия - мой дом, но враги кругом». Эти слова произносит - поет Екатерина, а хор  добавляет свои «пять копеек» «Такие настали у нас времена».

Пожалуй, особенно  запоминаются в спектакле  три момента: будка на дереве, куда постоянно прячется Митрофанушка, «дизайном» смахивающая на собачью конуру, а «функционально» на скворечник; мочалочные парики «челяди», делающие дворовых Простаковой похожих не то на водяных, не то на берендеев; и, как говорится, «намбер уан» - пластиковые свинки Скотинина на колесиках, из которых до того виртуозно выстраиваются цирковые пирамиды, что сравнить эффект можно только с балетом безногих колясочников в «Герое нашего времени» Серебренникова в Большом.

Мюзикл станет настоящим откровением не только в заканчивающемся, но и в новом сезоне и событием в череде юбилейных торжестве композитора Александра Журбина, которому в этом году исполнилось 70 лет.

Размах постановки поражает воображение. В декорациях к спектаклю (художник Татьяна Мирова) объединены в одно целое два плана: Дворцовый мост с видом на шпиль Петропавловской крепости и ветхая усадьба Простаковых. Посредине сцены на дереве разместится голубятня с живыми птицами. Императрица приедет в усадьбу на белой карете.

Костюмы героев выражают доведенные до крайностей стереотипы восприятия русского народа (художник Елена Бочкова). Мужчины - с бородами до колен, у женщин - косы, напоминающие цепы для молотьбы. Чтобы одеть актеров, потребуется около 1000 квадратных метров мешковины и бортовки. Для изготовления бород и кос закуплены километры веревки, которой, по словам постановщиков, хватить, чтобы проложить путь из Санкт-Петербурга до Москвы. Екатерина II - воплощение деспотизма и власти в высшей степени их проявления - облачится в камзол из красного бархата с золотыми вставками, помещик-свиновод Скотинин наденет драный ватник, а в гротескном облике Простаковой - «императрицы» местного розлива - соединятся элементы костюма Екатерины и челяди.

Андрей  Нукусов

Фото: Андрей Князев

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.