Экипаж российского судна «Камчатка» спас бунт. Но если бы в ситуацию не вмешался пограничный спецназ, неизвестно, чем бы закончилась эта история.
Жена одного из членов экипажа позвонила в Пограничное управление по Западному арктическому району и сообщила, что ее мужа и других членов экипажа в буквальном смысле держат в заложниках.
- Людям должны зарплату за несколько месяцев, но платить ее никто не собирается, - сообщила женщина. - Естественно, команда была недовольна происходящим. Треть членов экипажа потребовала списать их на берег. Однако капитан и старпом были против и отпускать их не собирались. Даже не разрешали сходить на берег в портах.
Всего на борту «Камчатки» находилось 29 человек. Самыми ярыми бунтовщиками оказались мурманчане и архангелогородцы, что вполне объяснимо, поскольку судно находилось на промысле в норвежских территориальных водах. Северянам до родных городов добираться недалеко. Не то что остальным членам экипажа: без зарплаты в дальневосточный порт Петропавловск-Камчатский.
Но если дальневосточные рыбаки худо-бедно с положением смирились, то мурманчане и архангелогородцы уступать не собирались.
Поняв, что убедить в своей правоте капитана не удастся, трое моряков объявили голодовку, которая продолжалась несколько дней. Возможно, им бы пришлось голодать дольше, но в этот момент к пограничникам поступило заявление от взволнованной супруги.
На помощь бунтующим вышел пограничный корабль «Виктор Кингисепп» со спецназовцами и следователями на борту. Пообщавшись с ними, моряки прекратили голодовку. Траулер отправился в норвежский Киркенес, где желающие смогли сойти с борта. Кроме того, часть моряков пограничники забрали с собой. Сейчас следователи говорят, что насилия к голодающим морякам никто не применял. Их просто перевели в статус пассажиров.
Казалось бы, на этом история бунтующего траулера могла закончиться, но стали всплывать интересные подробности. Вообще, совершенно неясно, как с таким огромным букетом нарушений «Камчатка» до сих пор не привлекала внимания правоохранительных органов.
- Вообще судно принадлежит государству, - говорит руководитель Мурманского следственного отдела на транспорте Северо-Западного следственного управления на транспорте СК РФ Вячеслав Казин. - Официально его владельцем является Росимущество, которое сдало его в аренду компании «Мидель».
При этом судно очень старой постройки и было заложено в начале 1980-х. На таком траулере изначально должны соблюдаться повышенные меры безопасности, но, судя по всему, и официального владельца, и арендатора это не слишком волновало.
Иначе как объяснить, что свидетельство Морского регистра, гарантирующее исправность судна, было просроченным, так же как и у траулера «Дальний Восток». Для последнего это, кстати, закончилось гибелью в волнах Охотского моря. Помимо проблем с документацией у арендатора траулера хватало и реальных препятствий для законного ведения промысла. Он больше напоминал браконьерский лов. Экипаж траулера ставил ловушки на краба, а потом уходил в Норвегию, чтобы его не задержали за отсутствие документов. Улов привозили в Норвегию, сдавали его и возвращались на промысел. Береговая охрана Северного Королевства относилась к этому крайне легкомысленно, впрочем, как и портовые власти. Судно ведь не норвежское. Привозит краба, обеспечивает работой местных предпринимателей и деликатесом рестораны. Российские правоохранители официально уведомили норвежские портовые власти об отсутствии у «Камчатки» свидетельства Морского регистра, и теперь норвежцам волей-неволей придется не пускать к себе злополучный траулер.
Сами рыбаки, едва пришедшие в себя после инцидента, рассказывают о свинском отношении к себе со стороны судовладельца и капитана.
- В среднем зарплата заявлялась около 40 тысяч рублей, - говорит один из членов экипажа Александр Калинин. - Причем это только для опытных моряков, у которых большой стаж работы. А трудиться приходилось по 16 часов.
Моряки говорят, что экипаж был укомплектован не полностью. Некоторых специалистов не хватало. В команде не было положенного в таких длительных рейсах судового врача.
- У одного из моряков во время голодовки стало плохо с сердцем, - продолжают члены экипажа. - Человек мог умереть, и некому было оказать помощь.
Большинство моряков, которых привезли пограничники и следователи, уже отправились по домам. Поехали к своим родственникам трое членов экипажа из Архангельска и один с Дальнего Востока. Мурманчанин, естественно, тоже вернулся к своим родным. В ближайшее время уехать на родину собирается и моряк из Ейска.
Помимо следователей судьба «Камчатки» интересует и транспортную прокуратуру. Сотрудники камчатского ведомства делают все, чтобы судно вернулось под российский флаг.
Марина Калинина
Фото ТАСС/UIG