Корреспондент «МН» принял участие в оперативно-профилактическом мероприятии московской полиции «Невод». Говоря попросту, это почти сплошная ночная проверка на дорогах.
В ночной дозор мы отправились из отдельного батальона ДПС, который несет службу в Юго-Восточном округе Москвы. В этом округе я живу и отсюда пару лет назад угнали мою машину, поэтому место действия стало предметом моего живого журналистского интереса.
ЭКИПАЖ МАШИНЫ «БОЕВОЙ»
После инструктажа экипажи рассаживаются по машинам - два сотрудника ГИБДД, двое сотрудников ППС - и разъезжаются по району. В группу также входит кинолог с собакой для проверки подозрительных машин на наличие взрывчатки или наркотических веществ.
Сначала мы дежурили на посту при выезде с Волгоградского проспекта на МКАД, потом побывали в Капотне. Странное чувство - оказаться по ту сторону бордюра в окружении вооруженных полицейских, лицом к ослепляющему свету фар. Автомобилисты не превышали скорость - пятничная пробка, не разгонишься. Но полиция тормозила одну машину за другой. Причины: тонировка, перегоревшая фара, нестандартный номер, а также интуиция опытных сотрудников ГИБДД.
Кинолог Илья дежурил рядом, пес наблюдал за происходящим из окна машины.
- Нет смысла выводить собаку на трассу. Пусть отдыхает. Надышится выхлопными газами - какой от него будет толк? - аргументировал Илья привилегии лохматого полицейского.
Своего верного друга кинолог подобрал на улице, вырастил и воспитал профессионального поисковика взрывчатых веществ.
- Нам только кажется, что мы себя окружили цивилизацией, асфальтом и наш городской мир полностью отделен от природы. Вы оглянитесь, какие леса дремучие в том же Подмосковье. А бродячие собаки? Это полноправные городские жители! Они, например, уничтожают крыс. В городе умные собаки совершенно социализировались - не нападают на людей, добывают сами себе еду, даже улицу переходят на зеленый свет. Опасными и агрессивными становятся либо обиженные, гонимые псы, либо те, кого сердобольные бабушки подкармливают у подъезда. А что вы думаете: если человека пристроить на хорошую должность, он будет свой комфорт от конкурентов оберегать. Так и животное, раз его прикармливают, старается изо всех сил защитить «доходное» место. Если собак оставить в покое, они найдут себе и способ прокормиться, и людям не причинят вреда...
В эту ночь в ходе операции «Невод» у кинолога было время порассуждать - его помощь не понадобилась. Сапер с 20-летним стажем, он поделился с нами острым ощущением быстротечности жизни.
- Самое страшное - это, извините за тавтологию, когда человек теряет страх. Страх смерти нужен ради выживания, особенно при нашей работе. Как только я вижу, что мой подчиненный стал бесшабашным и отчаянным, рекомендую взять отпуск. Побыть где-нибудь с семьей. Думаете, мирно живем? Чего опасаться? По лесам в том же Подмосковье столько еще захоронено тротила, снарядов, боеприпасов со времен Великой Отечественной! Однажды в лесу наш отряд наткнулся на колонну: ржавая мототехника, а в ней скелеты солдат и полный боекомплект.
ЗЕЛЕНЫЙ ЗМИЙ СТРАШНЕЕ ПИСТОЛЕТА
Тем временем посты ГИБДД делали свое дело. Остановили «порше-кайен» за непроницаемую тонировку. Оттуда вышла модная красотка. Но полицейские больше смотрели не на нее, а в салон автомобиля. Там на заднем сиденье спал непристегнутый ребенок. Составили протокол.
Группу южан в тонированной «пятерке» с неоновой подсветкой бампера проверили повнимательнее, досмотрели багажник. Ничего подозрительного не обнаружили.
Следующий «клиент» - мужчина средних лет. Составили протокол за неправильное хранение оружия - травматический пистолет без чехла водитель держал прямо на сиденье машины. Разрешение у гражданина имелось. Но его все равно вежливо попросили проехать вместе с оружием для экспертизы - мало ли что.
Наказан был и водитель, который забыл включить фары в темное время суток. И другой - у того горела только одна фара.
Конечно, попался и тот самый подвыпивший горемыка, который засиделся у друзей и глубокой ночью надеялся быстро проскочить домой. Не проскочил. С сотрудниками полиции не спорил - чего уж тут, - вел себя покорно. Признался, что не доехал до дома каких-то пятьсот метров. И призывал к сочувствию. Но зря, что ли, ГИБДД предупреждает: выпил - за руль не садись.
Рейд продолжался более шести часов кряду. У каждого полицейского при себе служебная книжка. Страницы этого документа пронумерованы. Дневник дежурства ведет сам сотрудник. Туда заносят замечания и благодарности проверяющие.
Новостью для многих будут жесткие требования к полицейским при проведении операций: во время дежурства они не имеют права присесть или спрятаться от непогоды. Плюс по Москве упразднены так называемые посты-пикеты, где можно было погреться, заварить чайку, помыть руки. Независимо от погоды, зимой и летом, наблюдение ведется на улице, смена - двенадцать часов. Поблажек не делают даже женщинам-полицейским. Трудно представить себе, как постовые выдерживают зиму.
Раиса Чапала,
фото Тамары Чапалы
КОММЕНТАРИЙ ПРОФЕССИОНАЛА
Заместитель командира батальона майор полиции Сергей Бельдий о задачах операции «Невод»:
- Одна из основных задач - смотреть за теми, кто агрессивно водит машину. Формулировки «агрессивное вождение» в правилах нет. Но те, кто ведет себя на дороге не должным образом, способствуют совершению дорожно-транспортных происшествий. Вот пример. Водитель резко маневрирует и правила вроде бы не нарушает. Но тем не менее при перестроении он обязан уступить дорогу транспорту, движущемуся в прямом направлении.
В Москве трафик очень плотный. Водители, которые следуют друг за другом, соблюдают определенную дистанцию. Нормальная безопасная дистанция при скорости 60 км в час - один-полтора корпуса машины. Это расстояние не маленькое. Но есть такие водители, которые начинают вклиниваться между машинами, а водитель, который следует сзади, не успевает затормозить - вот вам и ДТП. Хотя точно в правилах не оговорено, какая должна быть дистанция - десять метров или сто. Каждый водитель ориентируется на собственную индивидуальную реакцию. На ситуацию влияют погодные условия: если мокрый асфальт, плохая видимость, водители выбирают дистанцию больше. Состояние резины, конечно, тоже имеет значение. «Жигули» тормозят похуже, чем дорогая спортивная иномарка.
В советские времена культура вождения была намного выше, как и отношение водителей друг к другу. Сейчас у нас автомашины более скоростные, их стало больше. Находящиеся под капотом лошадиные силы измеряются сотнями. Естественно, водитель хочет показать, что он главнее другого. Но, увы, не всегда «лошади» под капотом и мастерство вождения сопряжены. Часто лошадиные силы есть, а опыта вождения нет. И в результате мы получаем очень резонансные случаи на дорогах.
Мероприятие «Невод» задумано, чтобы эти происшествия предотвратить. Как? Выявить нарушителей можно, только увеличив плотность нарядов и наблюдая за обыкновенным дорожным трафиком. Как только кто-то начинает создавать аварийную ситуацию, лихо маневрирует - он будет остановлен. Если при этом еще и выявятся нарушения Правил дорожного движения, к водителю обязательно будут приняты меры.
По опыту скажу, у нас почти каждый водитель формально попадает под какое-то нарушение. Кто по телефону разговаривает во время движения, кто не пристегнут, кто без аптечки. Но... У нас нет задачи всех нарушителей поголовно наказать. Наша цель больше профилактическая - заставить участников дорожного движения держаться в правовом русле.