Сегодня 23 июля 2017 г., воскресенье, 11:52USD 58.93 -0.1498EUR 68.66 0.6586
Криминальные новости. Чрезвычайные происшествия

Катастрофа во Внуково: о чем молчит следствие

29 октября 2014
hits 5152

Расследование катастрофы бизнес-джета Falkon 50, в которой погиб глава французской нефтяной компании Total Кристоф де Маржери, с самого начала было похоже на закрученный детектив - чем дольше длилось следствие, тем больше возникало вопросов. Официальные лица уже заявили, что причиной трагедии стало обыкновенное разгильдяйство. Но многие специалисты утверждают: в этой истории все намного сложнее.  Напомним, что в ночь на 21 октября с аэродрома Внуково-3 в Париж должен был вылететь частный самолет с влиятельным нефтяным бизнесменом на борту. Известно, что диспетчер дал разрешение на взлет, самолет набрал скорость, но в районе пересечения двух взлетно-посадочных полос столкнулся с машиной-снегоуборщиком, которая несанкционированно оказалась на кромке взлетной полосы. Погибли 3 члена экипажа и единственный высокопоставленный пассажир.

ЧЕТЫРЕ ВЕРСИИ ТРАГЕДИИ

Рано утром 21 октября руководитель Московского следственного отдела на воздушном и водном транспорте СК РФ Иван Сибул сказал журналистам, что рассматривается сразу 4 версии причин трагедии: плохие метеоусловия, ошибка экипажа, недосмотр диспетчеров и халатность водителя снегоуборщика. Но уже через несколько часов представитель Следственного комитета РФ Владимир Маркин четко расставил акценты: шестидесятилетний водитель снегоуборщика Владимир Мартыненко выехал на взлетку потому, что был пьян. Таким образом, для общественного мнения вопрос о виновнике решился сам собой еще до того, как следствие сделало свои первые выводы.

Тем не менее через 2 дня все телеканалы сообщали о том, что в деле появились новые подозреваемые. С руководителем полетов Романом Дунаевым, диспетчером-инструктором Александром Круг­ловым, диспетчером-стажером Светланой Кривсун и ведущим инженером аэродромной службы аэропорта Внуково Владимиром Леденевым следствие обошлось гораздо жестче, чем с водителем снегоуборщика. Они были доставлены в кабинет следователя в наручниках и помещены под арест.

Само собой исчезла версия плохих метеоусловий. Они оказались вполне приемлемыми для взлета маленького самолета. Но интересно и то, что про французский экипаж все дружно «забыли». Вопреки традиции вспоминать всех без исключения погибших, нигде не упоминались даже имена двух пилотов и стюардессы. Для российских официальных спикеров их словно бы и не было.

А БЫЛ ЛИ ВЗЛЕТ?

Вопросы по поводу действий экипажа у многих авиаспециалистов возникли уже в самом начале расследования. Прессе сообщили, что пилоты, увидев на полосе тяжелую снегоуборочную машину, больше напоминающую трактор, подняли самолет в воздух, но задели помеху передней стойкой шасси, бизнес-джет перевернулся и загорелся. Эту версию дружно подхватили журналисты и различные спикеры. Как-то незамеченным остался самый первый комментарий руководителя пресс-службы Внуково Елены Крыловой, которая говорила совсем о другом развитии событий.

Спустя всего несколько часов после трагедии пресс-секретарь сообщила журналистам, что самолет задел снегоуборочную машину при рулении, так и не успев оторваться от земли. После столкновения произошло возгорание, огонь удалось быстро потушить, и взрыва не произошло.

Через пару дней французское издание Le Parisien опубликовал интервью с пилотом другого частного бизнес-джета. Он находился в кабине своего самолета в 600 метрах от полосы, на которой готовился к взлету Falcon Кристофа де Маржери. Этот человек утверждает, что после переговоров с диспетчерской вышкой самолет президента Total выехал на ВПП, набрал скорость и со всего размаха врезался в снегоуборочную машину, которая находилась на краю полосы. Француз своими глазами видел, что столкновение произошло на земле. Так успел взлететь Falkon или нет?

ФРАНЦУЗСКОЕ «АВОСЬ»

Заслуженный летчик России Юрий Белкин взлетал из Внуково-3 почти 20 лет. Он был командиром того самого лайнера, на котором разъезжали по всему Советскому Союзу Сергей Павлович Королев и многие другие «космические генералы». Сегодня пилот считает, что французский экипаж допустил как минимум одну неточность - вырулив со стоянки на ВПП, он почему-то не повернул в начало полосы, а начал разбег с того места, где остановился.

«В авиации существует правило - не оставляй полосу сзади. Оно родилось не просто так, а основано на горьком опыте многих пилотов. Бизнес-джет мог бы проехать лишние 300 метров и произвести взлет с начала бетонки, тогда бы он оказался в воздухе задолго до места, где произошло столкновение. Но, должно быть, французы понадеялись на то, что полоса длинная, а им надо всего-то 600-700 метров для разбега. Вот и решили не усложнять себе жизнь», - объясняет Юрий Белкин.

14 СЕКУНД ДО ГИБЕЛИ

Экспертов смущает и другое обстоятельство. Экипаж увидел беспризорный снегоуборщик на ВПП за 14 секунд до гибели - по авиационным меркам это почти вечность. В тот момент скорость была совсем небольшая, около 120 километров в час. Для экстренного торможения требуются секунды, и по всем существующим правилам при занятой полосе командир обязан прервать взлет. Но французы продолжают движение. В момент столкновения приборы показывали уже почти 300 километров в час. Нетрудно предположить, что в маленькой, но элитной авиакомпании, которая специализируется на перевозке ВИП-персон, работали далеко не начинающие пилоты. Почему же они допускают такую грубую ошибку?

У КРОМКИ ПОЛОСЫ

Уже известно, что Falkon двигался не строго посередине взлетной полосы, как предписывают правила, а прижимался к правой кромке.

«Если бы не это обстоятельство, столкновения не было бы», - утверждает один из наших экспертов. Размах крыльев у этого самолета всего 19 метров, и на огромной внуковской ВПП шириной 60 метров было бы достаточно места для того, чтобы разминуться с машиной Владимира Мартыненко. Что происходило в этот момент на борту? Почему пилоты не пытаются предотвратить катастрофу? Именно на это указывали люди, которые в самые первые часы заговорили о возможности теракта. Но такая версия официальным следствием даже не рассматривается.

«В крайнем случае можно было взять вправо и «выбросить» самолет с бетонки на обочину. Конечно, повреждения были бы огромные, но люди, скорее всего, остались бы живы», - резюмирует Юрий Белкин. Такие действия отрабатываются на тренажерах почти до автоматизма. Но в реальной аварийной ситуации про этот вариант экипаж словно забыл.

Наши эксперты предполагают, что в отказе официальных лиц обсуждать действия экипажа есть политический контекст. Погиб крупный бизнесмен, один из немногих на Западе, кто возражал против антироссийских санкций. Должно быть, обсуждение ответственности французов в этот момент кто-то счел некорректным. Следователи из Парижа, приехавшие в Москву, отбыли на родину буквально на следующий день, заявив, что работа российских коллег их устраивает и собственное расследование они проводить не будут.

ДИСПЕТЧЕРЫ ПРОТИВ УБОРЩИКА

Расследование катастрофы во Внуково вскрыло многие болячки авиаотрасли. Почему диспетчеры не увидели заблудившуюся машину на взлетной полосе, если всего год назад руководство аэропорта рапортовало о внедрении суперсовременной и очень дорогой навигационно-информационной системы для мониторинга и управления воздушным и спецтранспортом? Электроника теперь могла следить за всем, что происходит не только в воздухе, но и на земле.

По такому случаю были ликвидированы стартовые диспетчерские пункты, расположенные на торцах ВПП. С появлением новой аппаратуры их объявили ненужными.

Вот только весь год локатор практически не работал. На мониторах постоянно появлялись метки посторонних объектов, но обнаружить их наземным службам не удавалось. Супер­электроника показывала несуществующие машины и самолеты. Когда стало ясно, что новинка парализует работу аэропорта, диспетчеры вернулись к осмотру территории с помощью старенького бинокля.

Машину-снегоуборщик на ВПП, где взлетал французский самолет, локатор зафиксировал только за 6 секунд до столкновения. И диспетчер почему-то не стал сообщать об этом экипажу. Возможно, именно потому, что не поверил в достоверность метки на неисправной технике. Да и не решили бы ничего эти 6 секунд!

Таким образом, целый год во Внуково стоял неработающий локатор, об этом все знали, но никто ничего не делал. Неудивительно, что руководители аэропорта немедленно подали в отставку.

НЕЧАЯННАЯ КАТАСТРОФА

О том, что снегоуборщик Владимира Мартыненко остался без связи и заблудился, на диспетчерскую вышку обязан был сообщить инженер аэродромной службы Владимир Леденев. Почему он не сделал этого, выясняет следствие. Сам Мартыненко не имел права самостоятельно разъезжать по территории, а должен был остановиться и ждать, когда его найдет руководитель наземных работ. Но водитель попытался догнать колонну самостоятельно. Судя по всему, он опасался получить взбучку от своего начальника Владимира Леденева, но в итоге оказался на ВПП перед взлетающим бизнес-джетом.

Когда верстался номер, стало известно, что диспетчер дважды разрешил водителю снегоуборщика пересечь полосу.    

Уже первые результаты расследования показали, что найти единственного виновного будет действительно сложно. Множество мелких и незначительных на первый взгляд обстоятельств каким-то загадочным образом совпали друг с другом, соединились в единое целое и как бы невзначай привели к катастрофе. Виноватыми оказались все понемножку. А вот кто больше, решит только суд.

Наталья Пуртова

Просмотров: 5152
Поделиться

Полезная информация

Загрузка...
Кошмары Далее в рубрике Кошмары "Дивного края"


Загрузка...
Комментарии (4)

Добавить комментарий

RSS-лента RSS-лента комментариев

Содержание комментариев на опубликованные материалы является мнением лиц, их написавших, и может не совпадать с мнением редакции. MIRNOV.RU не несет ответственности за содержание комментариев и оставляет за собой право удаления любого комментария без объяснения причин.