Криминальные новости. Чрезвычайные происшествия
15760 | 0

Авиакатастрофа в Казани: злой рок или ошибка пилотов?

Авиакатастрофа в Казани: злой рок или ошибка пилотов?
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

 

 "Мы не сядем", - это последние слова пилота пассажирского "Боинга - 737-500", разбившегося в Казани.

 

"Все, что осталось от самолета - обломки на площадке 500 на 500 метров. Я сразу после случившегося разговаривал с коллегами - обсуждали возможные причины крушения. Там была третья попытка захода на посадку из-за "непосадочной конфигурации". Почему-то СМИ говорят о двух, последняя замалчивается. А ведь для коммерческого рейса дополнительные круги - лишние финансовые расходы. Значит, пилот (который в недавнем прошлом был штурманом) не справился с ситуацией. Авиаторам ясно: основная версия произошедшего - ошибка пилотов, - объясняет "Миру новостей" полковник авиации, пилот с 30-летним стажем Николай Палалога. - Может, у экипажа вызвали опасения метеоусловия - шел ливневый дождь, или что-то произошло с техникой. Но в любом случае по траектории движения борта видно - была ошибка. Впрочем, до расшифровки черного ящика нельзя делать окончательные выводы".

Сразу после трагедии наш казанский корреспондент стала звонить в городские больницы, чтобы уточнить количество пострадавших. "Их нет. Все пассажиры погибли, - оборвали разговор врачи. - Нам дали отбой. Спасать некого".

На борту были жители Татарстана, Челябинской области, Дагестана, граждане Великобритании и Украины. В списке жертв есть фамилии сына президента Татарстана Минниханова и главы ФСБ республики Александра Антонова. И называются имена двух детей: 15-летней Алины Кашаповой и 11-летней дочери спортивного телекомментатора Романа Скворцова. Жена и ребенок ведущего летели в гости к родственникам. С сыном президента Татарстана Иреком Миннихановым в Казань собиралась беременная супруга, но он в последний момент ее отговорил. 25-летняя переводчица из Рязани Яна Баранова направлялась в командировку. И таких историй - пятьдесят: 44 о пассажирах, 6 о членах экипажа.

"Мы встречаем родственников погибших. Некоторые еще в пути - летят из других городов. Размещаем всех в гостинице "Кристалл". С семьями работают специалисты, - рассказывает психолог МЧС Ольга Макарова. - Людей привозят в институт судебной экспертизы и готовят к процедуре опознания. На них больно смотреть: на пожилых родителей, на молоденьких девочек - невест, на жен и матерей, отцов и братьев. Они еще не пережили первый шоковый этап. Самое страшное - впереди. Сюда приехали врачи, представители духовенства... Это будут тяжелые дни".

ЧТО НЕ ТАК С САМОЛЕТАМИ?

Разбившийся в Казани "боинг" налетал в общей сложности 23 года - выпущен в июне 1990 года. Сначала он входил в состав воздушного флота Франции, затем выполнял рейсы в Уганде, Бразилии, Румынии, Болгарии и, наконец, попал к нам, в Россию, несмотря на то, что 12 лет назад авиалайнер фигурировал в сводке авиационных происшествий: при посадке в аэропорту Белу-Оризонти у него сломалась левая стойка шасси. Неполадку, как сегодня говорят его российские владельцы, быстро устранили. По слухам, была и другая аварийная ситуация - в прошлом году самолет совершил экстренную посадку из-за неисправной вентиляционной системы. Но авиакомпания "Татарстан" опровергает эту информацию: "ЧП было на самолете, который мы вернули бывшему болгарскому партнеру - Bulgarian Aviation group".

После такого комментария в социальных сетях появились фотографии с изображением якобы салона "Боинга-737" с креслами, перетянутыми скотчем, и старым оборудованием. А один из пассажиров, Григорий Бусарев, за несколько часов до аварии летевший на злополучном авиалайнере в Москву, написал "ВКонтакте", что и во время его рейса на "боинге" были неполадки.

"Не могу судить о состоянии упавшего в Казани самолета. Этим должны заниматься эксперты соответствующих комиссий, но скажу, что весь авиапарк нашей гражданской авиации давно и капитально устарел. Мы покупаем не самое лучшее у иностранцев и сами непонятно что производим, - замечает заслуженный летчик-испытатель России Виктор Галкин (он, к слову, испытывал два президентских Ила). - Раньше на авиазаводах был один директор, два зама, главный инженер и начальник производства. Зато теперь там 13 директоров без опыта и знаний. Представляете, летно-испытательными службами руководят 20-летние девушки? Я не шучу. На рейсы выталкивают полусобранные машины. Все беспокоятся о прибыли и никто - о безопасности".

Буквально на следующие сутки после трагедии в интернете появились сообщения о проблемах внутри авиакомпании "Татарстан": многомиллиардных долгах, постоянных разборках с болгарскими партнерами, низкой заработной плате пилотов (20 тыс. руб.), ставшей причиной ухода опытных летчиков. К январю 2014 года, оказывается, разбившийся "боинг" Казань должна была вернуть Bulgarian Aviation group. И самое главное - компании пришлось быстро переобучать и ставить на рейсы "боинга" штурманов и бортинженеров, прежде работавших на российских самолетах. А "Боинг" и, к примеру, Ту-154 - совершенно разные машины.

Авиакатастрофа в Казани - третий по счету инцидент с участием "Боинга-737" в России. В сентябре 2008 года такой же самолет упал при заходе на посадку в Перми. Погибли 88 человек. И в октябре 2008-го в калининградском аэропорту "Храброво" у похожего борта возникли проблемы с выпуском закрылков. Тогда никто из пассажиров не пострадал.

"Причины аварий не в "боингах", а в том, как они эксплуатируются и кем, - считает летчик Николай Палалога. - Авиакомпании, бизнесмены ставят во главу угла деньги. Качество подготовки пилотов, своевременный ремонт оборудования, неусыпный контроль за техникой и полетами - где все это? У летчиков нет реального опыта пилотирования. В основном обучаются на тренажерах. Причем многие ребята ждут своей очереди на тренинг по полгода. Без практики, умения вести себя в сложной ситуации (настоящая жизнь все равно отличается от уроков и игр) их отправляют в небо с пассажирами на борту".

ПЕРВЫМ ДЕЛОМ - ТРЕНАЖЕРЫ

Как говорят летчики, в 1990-х годах парней брали в российские летные училища прямо с улицы. А сегодня и того хуже - Минэкономразвития предлагает передать функции командиров воздушных судов (КВС) гастарбайтерам. Наша газета писала об этом. В стране работает 5 училищ гражданской авиации, но кадры, которые они готовят, не умеют управлять "аэробусами", "боингами", "суперджетами". Государству дешевле нанять иностранцев, чем платить за их переподготовку.

С тренажерами тоже все плохо. В небе летают иностранные и российские самолеты, построенные ...дцать лет назад, и тренажеры к ним нуждаются в серьезной модернизации. А конструкторские бюро, которые могли бы ею заняться, сидят без денег. Например, ОАО "Пензенское КБМ". В 2011 году в интервью "Миру новостей" главный конструктор предприятия Михаил Кваша признался: "Тренажеры в России делают несколько мелких фирм. Руководствуются одним принципом: чем дешевле, тем лучше. Понятно, что в таком случае думать о качестве не приходится".

В 2014 году пассажиропоток в отечественных авиакомпаниях, судя по их планам, увеличится на 10%, да и пилотов в стране станет на 1400 человек больше. А что будет с безопасностью? Ее как просчитать?

"Раньше пилотов готовили к работе постепенно. С каждым годом уровень сложности увеличивался, они приобретали необходимые навыки. А сейчас в гражданской авиации полно непрофессионалов. В их подготовку не вкладываются деньги. Знаете, я, когда увидел отчет экспертов о пермской аварии "боинга" 2008 года, пришел в ужас. Ошибка на ошибке, - вспоминает заслуженный летчик-испытатель России Виктор Галкин. - Экипажи очень плохо готовят".

"УГРОБИЛИ ДЕТЕЙ"

Весь понедельник наш казанский корреспондент Маргарита Подгородова находилась в институте судебной экспертизы. На ее глазах следователи расспрашивали родственников погибших о деталях, необходимых для опознания тел.
родственники погибших

"Было бы низостью брать у них комментарии, выпытывать, что чувствуют. Для них все рухнуло вместе с "боингом", - говорит репортер. - В зале сидели десятки человек и навзрыд плакали. Как к ним подойдешь? Один мужчина лет 55 кричал: "Угробили моего сына. За что?", ругал самолеты и постоянно звонил жене: "В чем он уехал? В кроссовках? Им тут надо знать..." После звонков начиналась истерика. Он метался по коридору, не зная, куда себя деть. Рядом плакала девушка - у нее погиб молодой человек. Под глазами черные круги от слез, остановившийся взгляд. Другая женщина, на вид лет 50, все время звала сына Рамиля и повторяла: "Только ты остался". Мне удалось пообщаться с начальником республиканского бюро судебно-медицинской экспертизы Наилем Нигматуллиным. Он сказал, что тела будет трудно опознать - процесс займет не меньше двух недель. Следователи тоже объясняют, что им потребуется время для сбора обломков самолета и экспертизы. Кстати, версия о теракте не кажется им правдоподбной".

"Предположения обывателей о теракте, о том, что к топливным бакам был прикреплен какой-то механизм, - туфта, - уверен летчик Николай Палалога. - Как и о том, что в топливо что-то подмешали. Это исключено. Все опять упирается в человеческий фактор".

Эксперт в гражданской авиации, председатель совета директоров группы компаний "Тулпар" Азат Хаким: "Внутренние проблемы компании "Татарстан" привели к тому, что опытные пилоты оттуда ушли. В экстренном порядке приходиться переобучать  штурманов и бортинженеров. В разбившемся "Боинге" слева как раз сидел штурман, справа-бортмеханик. В критической ситуации асы сработали бы иначе. Для них ливни, незначительные технические неполадки - не помеха. Справились бы. Виноват в случившемся не погибший экипаж, а те, кто должен был обеспечить нормальную работу компании и, в первую очередь, безопасность пассажиров".

Подготовили Маргарита Подгородова, Ольга Климкина, Анна Бессарабова

Фото РИА «НОВОСТИ», МЧС РФ

 

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.