Торговые сети снимают с продажи бытовую химию западных компаний: по данным Роспотребнадзора, количество вредных веществ в них превышает норму. Зато продажи китайской зубной пасты, а также турецкого мыла и туалетной бумаги растут как на дрожжах.
Большая часть бытовой химии производится в России под иностранными марками. Так что российский персонал стал заложником политических игр, считают независимые эксперты. Превышение токсических веществ надзорное ведомство обнаружило в продукции ООО «Хенкель Рус», ЗАО «ЕСП-Контракт ГмБХ», «Проктер энд Гэмбл», «Werner & Mertz GmbH», «Colgate-Palmolive» и «The Clorox Company».
Дружить с «сомнительными» партнерами тоже стало накладно. Питерская «Нев-ская косметика» с 15 июня этого года считается ядовитой: запрещены моющие средства «Лотос» и «Ушастый нянь». То ли всему виной «химия», то ли - «история с географией». «Невская косметика» владеет предприятием «Винницабытхим» на Украине, которое и выпускало запрещенные теперь стиральные порошки.
В перечень не соответствующей нормам продукции попали кондиционер для белья «Вернель Весенняя свежесть», стиральный порошок «Персил Эксперт Сенсетив», моющее средство «Пемос детский» - вся эта продукция выпускается на российских предприятиях в Перми и Энгельсе.
Политолог Юрий Крупнов объясняет «химическую атаку» приближающимися выборами: «Государству выгодно эмоционально взбад-ривать электорат внешней угрозой. Обывателю объясняют - Запад нас хочет отравить. Когда государство абсолютно неэффективно, тогда особенно актуальна потребность переложить все неудачи в экономике и политике на внешних врагов».
Возникает вопрос: если химия западных марок ядовита, почему ее не изымали в прошлом году, десять лет назад? Рецептура нисколько не изменилась, и выходит, что россиян Запад травит уже четверть века.
Западные концерны обвинения отвергают, ссылаясь на то, что вся «ядовитая продукция» прошла процедуру государственной регистрации. Кроме того, абсолютно по тем же рецептурам делают бытовую химию на заводах данных компаний в других странах.
Metro Cash & Carry, «Ашан» и X5 подтвердили получение писем Роспотребнадзора и большую часть ядовитой химии уже изъяли.
По мнению маркетологов, речь идет о закрытии российских заводов, работающих под западными марками. Западный бизнес просто вынудят «по-хорошему» уйти с рынка. Лишившись возможности реализовывать в России свою продукцию, западным корпорациям не останется ничего другого, кроме как распродать заводы по дешевке. Их и прикупит региональная элита. Стиральные порошки и мыло народ ведь будет покупать в условиях любого кризиса.
Компания Euromonitor International оценивает объем рынка чистящих средств в России в прошлом году в 103,7 млрд рублей в розничных ценах: из них 37% приходится на американскую Procter & Gamble, на втором месте - немецкая Henkel с 21%. Всего же на иностранные компании приходится 75% российской бытовой химии. Весной эта доля была еще больше, пока не был запрещен импорт моющих средств с Украины. Под запрет попали, в частности, такие марки, как «Мистер Мускул» и «Туалетный утенок». Вердикт санитарных служб все тот же - «несоответствие гигиеническим нормам».
Председатель Общества защиты прав потребителей Алексей Самохвалов удивляется тому, что аналогичные санкции не коснулись китайской зубной пасты или, например, турецкого мыла. Неужели немецкое или американское ядовитее?
«Кстати, у меня есть примета: если государство начало заниматься стиральным порошком - жди глобальных политических перемен, - комментирует Алексей Самохвалов. - В СССР со стиральным порошком случилась такая история. Перед перестройкой с ним начались перебои, как и со многими другими товарами народного потребления. Но если на другой дефицит руководство СССР не обращало никакого внимания, то за стиральными порошками Политбюро отправило на Запад официальную делегацию. Там было закуплено огромное количество довольно приличного порошка «Диксан». Вскоре я поехал на теплоходе по Волге и в каждом большом и малом городке, где мы останавливались, заглядывал в магазины. На полках абсолютно никаких продуктов! Вместо них торжественно стояли пятикилограммовые короба с «Диксаном».
Чем грозит россиянам изъятие бытовой химии западных марок? Смена собственника, как это уже бывало, может привести к ухудшению контроля за производством, а значит, к падению качества товара. Самую большую выгоду извлекут производители бытовой химии, не попавшие под эмбарго, - те же Китай и Турция. Они получат значительную часть российского рынка, грубо говоря, на халяву, не утруждая себя ни рекламой, ни вложениями в развитие.
Аделаида Сигида
Фото PHOTOXPRESS