Так говорили о человеке с амбициями, замахнувшемся на что-то, оказавшееся ему явно не под силу. Ценное наблюдение вовсю работает и сегодня.
Исследование Национального рейтингового агентства (НРА) свидетельствует: программа замещения импортных товаров и продуктов на отечественные не выполнена. После запрета импорта из стран Евросоюза (в ответ на ихние санкции) чиновники обещали, что наши предприятия быстро освоят производство не менее достойной еды в достаточном количестве и не придется скорбеть из-за дефицита пармезана и омаров. «Все будем делать сами!» - гордо звучало с трибун. Цель программы импортозамещения декларировалась как вытеснение чужих товаров российскими.
Что-то получилось, но совсем немного. Удалось сократить импорт мяса на 65%, говорится в исследовании НРА. Если в 2000-х годах Россия ввозила 2,5-3 млн тонн мяса и субпродуктов, в том числе из ЕС, то в 2020 году - менее 600 тыс. тонн. Можно и порадоваться.
Однако по другим позициям есть большие вопросы. Провалилось сокращение импорта овощей: планировали, что к 2020 году их ввоз упадет на 70,3%, по факту вышло на 27%. Россия из-за климата долго будет нетто-импортером овощей и фруктов, «объяснила» старший аналитик НРА Мария Сулима.
Импорт молока сократился на 20%, а должен был на 30%. Если до эмбарго на долю ЕС приходилось 43% ввозимой в РФ молочной продукции, то сейчас основным поставщиком стала Белоруссия (79% против 39% до санкций).
Короче, официальные данные свидетельствуют, что и незамещенный импорт на территории РФ еще силен, и реэкспорт процветает. Эксперты сходятся во мнении, что российские власти взвалили на себя непосильную задачу, поставив при этом нереальные сроки.
Обида на санкции стала предлогом убрать с российского рынка западных конкурентов, обеспечив преференции своим производителям. Это могло бы сработать, если бы было подкреплено финансовыми, налоговыми и прочими льготами и жестким контролем правительства за реализацией программы. Но, нажав одну правильную кнопку, власти расслабились и забыли про другие.
Импортозависимость экономики, по мнению академика Владимира Бетелина, порождена принятой в России либеральной финансовой моделью экономического развития и не может быть решена в рамках этой модели. Государство ориентируется прежде всего на укрепление финансовой системы, в то время как приоритетной задачей должно стать развитие реального сектора экономики.
Наш финансовый сектор, встроенный в мировые финансы, сильно зависим от любых происходящих там конъюнктурных изменений, а реальный сектор вынужден работать по законам финансового: «производить деньги, а не продукты с высокой добавленной стоимостью», ориентируясь на сиюминутную прибыль, а не на создание нового продукта.
То есть экономика в целом не туда заточена, и поэтому только контрсанкциями с импортозамещением не справиться. А очень хотелось бы...
Алексей Воробьев.
Фото: AdobeStock