Потребительский рынок
1715 | 0

Закон о «второй свежести»

Законопроект о запрете возврата торговыми сетями нереализованных продуктов инициировал конструктивные споры о механизмах рыночных отношений.

Закон о «второй свежести»
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

Согласно принятому в первом чтении документу, теперь если торговая сеть не успела в срок продать продукты, издержки ложатся на нее саму, а не на поставщика. Не сумел продать товар в течение срока его годности - сам виноват, сам и оплачивай! Однако сколь ни логична эта схема, она продолжает вызывать споры среди участников рынка, профильных ведомств и экспертов.

По словам ее сторонников, новый механизм позволит уравнять положение крупных и мелких игроков рынка, будет способствовать развитию отечественного производства. Как утверждают эксперты, закон снизит издержки агропредприятий и цены в магазинах. Поскольку, если продавец поймет, что не успевает реализовать товар в установленные сроки по начальной цене, ему придется использовать скидки, что удешевит для покупателей походы в магазин.

На минусы закона указывают представители торговых сетей. Ассоциация компаний розничной торговли (АКОРТ) предупреждает, что запрет на возврат товара заставит продавцов отказываться от качественных, но скоропортящихся продуктов и они просто исчезнут с прилавков. Или резко поднимутся в цене ради компенсации за риск просрочки.

- Законопроект своим воздействием на товаропроводящие сети может оказать негативное влияние на объемы производства, ассортимент и цены на продукты питания оте­чественного производства, которое поставит его в один ряд с повышением ставки НДС, - говорится в письме АКОРТ руководству Госдумы.

Сети нынче и впрямь живут не слишком роскошно по причине серьезного сокращения доходов граждан, которые вынуждены экономить даже на еде. И какому же продавцу захочется платить за «осетрину второй свежести»?!

Важно еще и то, что проект закона говорит только о продуктах питания в торговых сетях. На все остальные непродовольственные товары депутатские новации не распространяются. И это означает, что к такой категории товаров будут применяться еще более драконовские правила торговых сетей как по срокам оплаты товара, так и по возврату. У сетей, увы, просто не окажется иного выхода!

К сожалению, в эту категорию попадут и печатные СМИ. Ведь газеты и журналы, которые живут в лучшем случае неделю-две, не могут похвастаться вниманием депутатов Ирины Яровой и Сергея Лисовского, инициаторов нового законопроекта. А зря.

Сейчас возврат по такому скоропортящемуся товару, как еженедельные газеты, у торговых сетей по договорам не ограничен, может составить и 40%, и 80%, а то и все 100. Поэтому было бы логично, принимая новый закон о возврате продуктов и товаров сетями, включить в него и такой социально и политически важный товар, как печатная пресса - «коллективный пропагандист и организатор». Так ее называл в свое время Ленин, и эта важная роль со временем несильно изменилась.

Лаврентий Павлов.

Фото: И. Стомахина.

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.