Потребительский рынок
4231

Уйти, чтобы остаться

Уйти, чтобы остаться

Полки магазинов, где совсем недавно можно было купить любую бытовую химию, еще не опустели, но уже поредели. «МН» выяснил, останутся ли у нас стиральный порошок и шампуни и что ждет этот сегмент рынка.

Эксперты советуют не волноваться, но предупреждают, что прошлого изобилия уже не будет. О приостановке инвестиций в производство на территории России и прекращении импорта заявили многие зарубежные компании. Британская Unilever — это чистящие средства Axe, Cif, Domestos, Dove, Rexona, а также косметика «Черный жемчуг» и «Чистая линия» - была одной из первых. Но при этом топ-менеджеры корпорации сделали заявления, что в беде россиян не оставят.

«Мы приостановили весь импорт и экспорт нашей продукции в Россию и из России и прекратим все расходы на средства массовой информации и рекламу. Мы не будем больше вкладывать капитал в страну и не будем получать прибыль от нашего присутствия в России. Мы продолжим поставлять наши повсе­дневные продукты питания и средства гигиены, произведенные в России, населению страны и будем держать это под пристальным вниманием», - объявил генеральный директор Unilever Алан Джоуп. Как именно получится у британцев уйти с рынка и остаться на нем одновременно, в заявлении не сказано. Очевидно, потребителям придется столкнуться с изменениями в ассортименте, хотя качество продукции обещают сохранить на прежнем уровне.

Не будет у нас в полном объеме товаров от Johnson & Johnson - брендов Carefree, Clean & Clear, Listerine. Эта корпорация известна еще и тем, что производит медикаменты. Там уже заявили, что остановят поставки второстепенных средств личной гигиены, например жидкости для полоскания рта и крема для кожи. При этом компания подтвердила «приверженность поставкам лекарств и медицинских изделий» в Россию.

За такой подход производителей уже раскритиковали европейские коллеги. Их обвинили в том, что корпорации пытаются пройти по «узкой этической дорожке». С одной стороны, присоединиться к мировым санкциям, а с другой - остаться на рынке. Один из главных критиков такого подхода профессор Йельской школы менеджмента Джеффри Зонненфельд говорит, что большинство ведущих мировых компаний просто тянут время, утверждая, что они отложили запланированные на будущее инвестиции, продолжая при этом бизнес. В Johnson & Johnson обвинения не приняли. «Если наши продукты не попадут к нуждающимся пациентам, люди умрут или столкнутся с серьезными последствиями», - объяснил исполнительный вице-президент Джо Волк.

Стиральные порошки и прочие товары, помогающие навести порядок в доме, от Procter & Gamble (Always, Ariel, Fairy, Gillette, Head & Shoulders) также попадут в список санкционных товаров. Впрочем, эксперты считают, что полностью они из магазинов не исчезнут, но ставший привычным ассортимент с большой долей вероятности вскоре изменится.

Недавно Роскачество распространило пресс-релиз, где утверждается, что многие товары для личной гигиены, выпускаемые под торговыми марками зарубежных брендов, производят в РФ, поэтому бояться нечего. «Уход мировых брендов с российского рынка означает лишь прекращение импорта и экспорта зарубежных товаров. При этом немалая часть продуктов, выпускаемых под торговыми марками, которые принадлежат международным гигантам, изготавливается в России. Российский сегмент продолжит работать», - говорится в сообщении.

Проблемы будут связаны с тем, что российские предприятия до сих пор сильно зависели от зарубежного сырья. Например, производитель средств женской гигиены Bella заявил, что компания вынуждена подстраиваться под новые реалии. «Если говорить об основном компоненте женских прокладок, то это целлюлоза. Ранее она поставлялась из Европы и США, теперь мы переориентируемся на целлюлозу, произведенную в России и Белоруссии», - указала Bella.

Едва ли не лучший выход из этой ситуации, когда нужно поддержать санкции, но сохранить производство и продажи в России, продемонстрировала PepsiCo. Транснациональная компания заявила, что присоединяется к санкциям и лишит Россию всемирно известных напитков, но при этом... будет продавать свою продукцию под новым брендом, который называется New Cola. То есть на той же бутылке будет напечатано другое название. Скорее всего, практически все западные производители бытовой химии, кондитерских изделий и напитков пойдут по этому пути.

Наталья Владимирова.

Фото: PEXELS

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.