Потребительский рынок
3389

У роста цен закончилась передышка

У роста цен закончилась передышка

Несмотря на то что российская экономика все еще находится в поисках «дна», этим летом и бизнес, и рядовые потребители почувствовали передышку - цены замедлили рост. Однако передышка была недолгой. Продукты начали новый рост, причем пойдет он теперь более быстрыми темпами.

Если за первое полугодие потребительские цены выросли на 3,2%, то уже в августе органы статистики отметили беспрецедентное для нынешнего кризиса явление - дефляцию. Продовольствие хоть и на мизер, но подешевело. Так, фрукты и овощи в среднем стали стоить меньше на 3,5%, а рыба, куриные яйца, рис и макароны - на 0,1-0,5%. Спасибо агропромышленному комплексу: рекордные урожаи привели к увеличению предложения на рынке.

Казалось бы, вот оно - импортозамещение в действии. Однако производителям все равно выгоднее гнать продукцию за рубеж. Инвестиции в сельское хозяйство, наращивание посевных площадей уже не первый год позволяют отечественным аграриям получать высокие урожаи. За первое полугодие 2016 года объем намолоченного зерна вырос на 26% - до 77,4 млн тонн, валовый сбор картофеля уже на начало августа составил 449,2 тыс. тонн (+15%). О позитивных итогах отчитались и другие производители овощей и фруктов.

Но все это лишь видимость благополучия в отрасли. В последние годы значительно выросли издержки производства, в том числе стоимость посевного материала, удобрений, топлива и электричества, в результате чего многие фермеры сегодня работают с минимальной рентабельностью.

Низкий курс рубля стимулирует крупные хозяйства наращивать поставки за рубеж, поскольку выручка в валюте гораздо выгоднее. В первом полугодии установила рекорд пшеница - ее экспорт вырос в 1,7 раза. Причем выдерживать конкуренцию нашим производителям удается лишь благодаря тому, что цены, по которым поставляется товар, существенно ниже среднемировых.

Фермеры, которые не могут выйти на внешний рынок, сталкиваются с другой проблемой - нехваткой хранилищ для зерна и овощей. Поэтому многие из них уже летом пытались максимально быстро сбыть свою продукцию, чтобы не потерять урожай осенью. Еще и погода усугубила ситуацию - из-за обильных дождей в европейской части страны урожай этого года гораздо сильнее подвержен гниению и порче. Оба эти фактора напрямую приведут к росту цен на злаки и плодоовощную продукцию этой осенью.

Потребителям придется больше тратить на продукты и по другим причинам. В августе цены на нефть стали снижаться под давлением растущего предложения, а вместе с ними и курс российского рубля. По прогнозам аналитиков, к зиме цены на черное золото могут вновь рухнуть до 30 долларов за баррель.

Вслед за этим на потребительском рынке подорожают импортные продукты. А это будет побуждать оте­чественных производителей вывозить еще больше товаров ради экспортной выручки. Замкнутый круг.

Даже если события не будут разворачиваться столь драматично, продовольствие все равно подрастет в цене. Виной тому - дефицит бюджета. Его власти пытаются компенсировать за счет увеличения налогов и усиления административной нагрузки на предпринимателей. Ну а те, в свою очередь, перенесут ее на плечи рядовых граждан.

С конца 2015 года заработала нашумевшая система «Платон», против которой выступали владельцы большегрузов. Начал взиматься экологический сбор на утилизацию упаковки и других товаров. Текущий год тоже был полон нововведений: увеличены акцизы на топливо, налог на недвижимость, введен торговый сбор с предпринимателей в ряде регионов страны.

Но и этого властям кажется мало. Они уже разрабатывают дополнительные сценарии по увеличению налоговой нагрузки.

К худшему стоит подготовиться и отечественному ретейлу. Товары на полках магазинов становятся дороже, ассортимент скуднее, рекордными темпами снижается и покупательная способность населения. Августовское падение реальных доходов россиян Росстат оценил в 8%. А если спрос сокращается, то вместе с ним сокращаются и продажи. Объем розничных продаж пищевых продуктов упал за полгода на 5% к соответствующему периоду 2015-го.

Крупные компании и торговые сети еще держатся на плаву за счет перераспределения расходов и оптимизации ассортимента, а вот организации поменьше, не имея таких возможностей, уходят с рынка. Федеральная налоговая служба фиксирует сейчас самую высокую долю ликвидированных организаций именно в сегменте оптово-розничной торговли - 71% на тысячу компаний. Так что о магазинах шаговой доступности многим россиянам придется забыть.

Екатерина Быркова.

Коммерсантъ/ FOTODOM.RU

Оставайтесь с нами! Подпишитесь на наши каналы и получайте актуальные и проверенные новости.

Комментарии (5)

© 2019. Сетевое издание «Мир Новостей». Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-58901 от 05.08.2014 г.

Свободное использование в Интернет-пространстве текстов, фото и видеоматериалов, опубликованных на этом сайте, допускается при условии обязательного размещения гиперссылки на источник публикации mirnov.ru.

Мы используем файлы «cookie» для функционирования сайта. Если Вас это не устраивает, пожалуйста, покиньте сайт. Политика конфиденциальности

16+
Top.Mail.Ru