Если в магазине вы увидели товар, на упаковке которого красуется красный пятиугольник с буквой К внутри, не проходите мимо - перед вами высококачественный товар, отмеченный Российским знаком качества. Теперь он для покупателя - главный ориентир при покупке товара.
О том, как выбирают самых лучших производителей и почему знаку Роскачества можно доверять, зам главного редактора «Мира Новостей» Андрей Авдонин беседовал с заместителем руководителя Российской системы качества Марией Сапунцовой.
- Для начала, Мария Владимировна, расскажите, под чьей эгидой существует ваша организация, для чего и с какой целью она создавалась.
- В Германии, Англии, США и других странах давно работают потребительские организации, проводящие испытания товаров народного потребления и доводящие до общественности полученную в ходе исследований информацию. Есть такая теперь и у нас в стране - Российская система качества. Это потребительский навигатор, помогающий людям сделать осознанный выбор в пользу качественных продуктов и товаров.
Роскачество - автономная некоммерческая организация, которая была учреждена распоряжением правительства России от 30 апреля 2015 года. Учредителями Роскачества от государства стал Минпромторг, от граждан - общества защиты прав потребителей, от предпринимателей - свыше десяти крупнейших объединений предпринимателей, среди которых ОПОРА, «Деловая Россия», Российская торгово-промышленная палата, отраслевые союзы и ассоциации.
Исследования финансируются из федерального бюджета, что позволяет нам быть объективными, не зависеть от спонсоров.
Основная наша цель - содействовать повышению качества товаров и дать понять потребителю, что на полках высокого качества, а что лучше обходить стороной.
- Кто и как решает, какой товар нужно исследовать?
- Все начинается с отбора категорий на основании статистических данных, объемов продаж и данных из торговых сетей, предложений наших учредителей, ассоциаций, министерств и ведомств, субъектов Федерации.
Товар для исследования может предложить и любой россиянин через наш портал.
После утверждения категории товара разрабатывается стандарт, включающий в себя перечень методик и показаний для испытаний. Товар в обязательном порядке проверяется на соответствие техрегламентам Таможенного союза и ГОСТам плюс проводятся исследования на повышенные стандарты качества, которые разрабатываются техническим комитетом при Росстандарте.
Если товар отвечает повышенным стандартам, он попадает в высшую категорию, а если еще является и российским, то удостаивается Российского знака качества, который действует три года. Свои первые исследования мы провели осенью 2015 года, с тех пор в 30 категориях исследовали уже более тысячи товаров, из которых свыше полусотни получили знак Роскачества.
- Проверяете только отечественные товары или импортные тоже?
- Исследуем все, что продается на рынке, но знак качества присваиваем только отечественным товарам. На портале roskachestvo.gov.ru можно найти информацию по каждому исследованному товару.
- Если честно, я, как покупатель, пока ни разу не встречал в магазинах товары, отмеченные знаком качества. Плохо смотрел или их пока нет?
- Производителям необходимо время, чтобы нанести знак на свои упаковки. Первые товары со знаком качества уже поступили в продажу. 19 октября стартовала программа по продвижению товаров со знаком качества, чтобы привлечь внимание людей к высококачественным продуктам. Теперь в ретейле используются дополнительные маркетинговые инструменты, проходят акции, направленные на рост узнаваемости государственного знака.
- Любой мониторинг качества потребительских товаров основывается на определенных принципах. Каких придерживается Роскачество?
- Наша деятельность базируется на трех постулатах: товары закупаются в точках продаж, как это делает обычный потребитель, выборка товаров в каждой категории должна быть максимально широкой, результаты исследований без купюр предоставляются общественности.
- Как закупаются товары для экспертизы?
- По составленному бренд-листу сертифицированные закупщики идут в торговые точки и, как обычные покупатели, приобретают три образца каждого товара. Далее товар обезличивается и получает шифр, чтобы у лабораторий не было искушения принять сторону какого-то производителя.
Прежде чем выбрать лабораторию (своих у нас нет), мы проводим межлабораторные сличительные испытания: один и тот же продукт рассылаем по лабораториям, изъявившим желание участвовать в конкурсе. Получив от них результаты, смотрим, кто завысил одни показатели и занизил другие. В среднем 5-7 лабораторий, оказавшихся в золотой середине, отбираем для тендера. Побеждает тот, кто предложит наиболее низкую цену за свои услуги.
Протоколы лабораторий расшифровываются, сводятся в единую таблицу и выделяются в четыре категории: товар со знаком качества (является российским и обладает максимально высоким уровнем потребительских характеристик), товар повышенного качества (высококачественный товар, однако не произведенный на территории России), качественный товар (можно употреблять и использовать без ущерба для здоровья) и товар с нарушениями (не соответствует обязательным нормативам или нарушил маркировку).
- Какие повышенные стандарты предъявлялись к популярным у российских хозяек майонезу и подсолнечному маслу?
- В майонезе, претендующем на знак качества, не должно было быть консервантов (оказывается, и без них можно делать высококачественный майонез). У подсолнечного масла важным являлось перекисное число, говорящее о свежести продукта, для икры - отсутствие лишней жидкости в банке, ведь потребитель хочет купить саму икру, а не суп из лопнувших икринок.
- Производители не предъявляют претензий относительно того, что вы закупили товар из единственной в своем роде «нехорошей» партии, в которой, к примеру, был обнаружен недовес?
- Постоянно! Клянутся, что это уникальный случай и все уже исправлено, а вы, мол, пятно на репутацию всей компании навесили. Мы отвечаем: нашли нарушение, значит, так и есть. Для тех, кто провел работу над качеством и готов за это поручиться, есть процедура повторных исследований. Если новые испытания пройдены успешно, товар переходит в более высокую категорию, а если опять выявлены нарушения - это бесспорный двоечник.
- Мы много говорим о продуктах. Но вы ведь и непродовольственные товары исследуете?
- В первую очередь одежду и обувь. Исследовали уже детские сандалии, ползунки, детские футболки, школьную форму.
Если говорить об одежде, то главная проблема в том, что состав ткани сильно отличается от указанного на этикетке и того, из чего реально пошиты изделия. В них, как в зоопарке тиграм мяса, часто «недокладывают» шерсти. А если говорить о постельном хлопчатобумажном белье, то из 33 комплектов три почти наполовину были сделаны из синтетики.
- Как я понял, ваша главная цель - не наказывать...
- ...а сделать так, чтобы двоечники тянулись в отличники. Нам звонят производители, попавшие в «нехорошую» категорию, и спрашивают, что им делать, чтобы исправиться, ведь торговые сети отказываются продлевать с ними контракты. Зато у товаров, прежде не известных торговым сетям, но получивших высшую оценку, появляется возможность попасть в крупные сети.
Так, новосибирский производитель красной икры, завоевавший знак качества, получил предложение реализовывать свой товар в торговых сетях по всей России.
Мы рады, что наша организация становится для производителей своеобразным лифтом, помогающим им из регионального бренда превратиться в федеральный и увеличивать объемы производства.