Потребительский рынок
2175 | 0

Надои растут, а молока все меньше

Надои растут, а молока все меньше
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

На рынке молочных продуктов сложилась непростая ситуация: производители собираются резко увеличить стоимость своих товаров, а вот доля дешевого фальсификата на полках магазинов за последние годы значительно увеличилась.

«МН» попытался разобраться, почему молочка становится для жителей страны практически недоступной.

Потребление молока и молочных продуктов в России составляет 230 кг в год на 1 человека, что в 1,5-2 раза ниже, чем в Германии, Финляндии и Швейцарии. Так было не всегда: в поздние советские годы каждый житель страны покупал таких товаров на 40-50% больше, да и качество, будем откровенны, было совсем другое.

Кризис в этой отрасли длится уже много лет, но своего пика достиг в 2015 году. Именно тогда появился запрет на ввоз продуктов из-за границы в ответ на антироссийские санкции. С одной стороны, это привело к положительным результатам - продовольственное эмбарго не позволило окончательно рухнуть молочной промышленности. Государство бросилось спасать сельскохозяйственные предприятия с помощью дотаций, и во многом это удалось.

Но появилась новая проблема: рост фальсификата и усиление нечестной конкуренции в молочной индустрии. Значительная часть товара, который и сегодня можно найти на полках крупных магазинов, является подделкой с использованием растительных жиров. «Особенно часто подделывают масло и сыры. По данным Россельхознадзора, доля фальсификата в сегменте сыров составляет 78 процентов», - говорит генеральный директор одного из холдингов Светлана Барсукова. Потом Национальный союз производителей молока (Союзмолоко) опроверг такую оценку чиновников, заявив, что только четверть сыров на российских прилавках - подделка. Но и это очень даже неутешительная цифра. Качественные продукты для населения с низкими доходами стали практически недоступны.

ЦЕНЫ ВЫРАСТУТ

И вот на днях СМИ сообщили, что руководители сразу нескольких крупных компаний заявили о значительном подорожании своих товаров. Первой это сделала Danone. Ее продукция с 1 февраля подорожала в среднем на 9,9%. Ценник молока «Простоквашино» подскочил сразу на 18%. Удерживать цены производители уже не могут - им самим приходится раскошеливаться на каждом шагу. На 38% увеличилась закупочная стоимость молока, фруктово-ягодных наполнителей - на 15-75%. Только за четвертый квартал 2021 года стоимость упаковки выросла в среднем на 15-20%, расходы на логистику поднялись на 6,7%.

Эксперты говорят, что в России сложилась невероятная ситуация: за последние 20 лет производство молока в России уменьшилось в 1,5 раза, но при этом надои растут. Почему же молока не хватает? Оказывается, производство зависит не только от надоев, но и от поголовья. А с ним в России проблема. Количество коров составляет менее 40% от того, что было в 1990 году, в последние пять лет поголовье продолжает ежегодно сокращаться на 1%. Правда, в фермерских хозяйствах коров стало больше, но их вклад в общую ситуацию невелик. На частников приходится всего 7% от общего объема производства.

МОЛОЧКА ИЗ БЕЛОРУССИИ СПАСАЕТ РОССИЮ

Белоруссия не только обеспечивает себя молоком и мясом на 100%, но и стала главным поставщиком молочных продуктов в Россию, а также находится на первом месте по производству продовольствия в СНГ. Как это у наших соседей получилось?

«В 90-е годы Белоруссия не разгоняла колхозы и совхозы по примеру вашей страны. В России сделали ставку на мелких фермеров в стиле США, надеясь, что они «размножатся» и всех накормят. Но оказалось, люди не спешат разводить коров и свиней, да и кредит в банке получить сложно. В Белоруссии колхозы сохранили в виде агрокомплексов. Государство активно финансирует их работу, помогает продавать товар, поставляет сельхозтехнику по символическим ценам», - объясняет работник крупного агрокомплекса под Гродно Максим Коновалов. Разумеется, это позволяет людям держаться на плаву: зарплаты небольшие, зато нет безработицы. Уровень дотаций производителям молочки в два раза выше, чем в Евросоюзе. «Без огромных денег со стороны государства конкуренты нас бы уже съели», - считает Коновалов.

В этой стране сельским хозяйством заняты 9,7% населения. В России число крестьян - ниже 9%. Но белорусы производят в два раза больше молока и мяса. В Москве говорят, что нашим фермерам некуда продавать продукцию, а у Белоруссии есть огромный рынок сбыта - Россия. А у наших аграриев, что, этого рынка нет? Белоруссия экспортирует в нашу страну 90% продуктов, которые производит, причем по цене, еле покрывающей себестоимость, лишь бы не терять российских покупателей.

В Минсельхозе признали, что на себестоимость российской сельскохозяйственной продукции оказывает давление постоянное повышение затрат на электроэнергию, логистику, ветпрепараты, а «предприятия отрасли сейчас максимально сдерживают рост за счет оптимизации внутренних процессов». Другими словами, экономят, на чем только можно. Но это явно ненадолго. Правительство якобы тоже не сидит сложа руки. Власти дали молочным хозяйствам 10,6 млрд рублей субсидий для компенсации затрат. План на 2022 год - компенсировать расходы на модернизацию производства. Вот только сами молочники считают эту помощь каплей в море и сильно сомневаются, что она изменит ситуацию…

Наталья Пуртова.

Фото: ADOBESTOCK.

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.