В зоне вечной мерзлоты - Якутии - фермер Артур Эм и его семья выращивают в открытом грунте… арбузы и дыни.
А еще кукурузу, клубнику, огурцы, помидоры и много чего другого. Хоть пандемия в некоторой степени нарушила планы, но урожай собрали знатный!
История семьи Эм - яркий пример, что нет смысла жаловаться на судьбу, ждать, когда придут и помогут. Надо брать и делать. Даже если условия мерзлоты пытаются диктовать свои правила игры.
БЫЛ СССР…
Ярмарка семьи Эм в пригороде Якутска напоминает… солнечный Кавказ. Чего здесь только нет! И все с собственных полей, раскинувшихся здесь же рядом.
Хозяин - Артур - угощает арбузом. Прежде такие сладкие я пробовала только в Астрахани. Но там климат располагает. А здесь даже не просто зона рискованного земледелия! Зимой температура воздуха минус шестьдесят. Это норма. Якутяне привыкли. Когда градусник термометра показывает «всего» минус сорок, говорят: сегодня потеплело. Причем зима длится 7-8 месяцев, иногда чуть дольше. А про лето в этих краях привычно шутят: «Оно было теплым, но я в тот день работал». В том смысле, что невероятно короткое. Потому-то успехи земледельца Эма и вызывают восхищенное недоумение.
- У меня мама родом из этих мест, - рассказывает Артур историю своей семьи, а история эта типична для людей, чьей родиной был СССР. - Папа из Узбекистана, окончив школу, уехал в Ленинград, поступил в летную академию. А мама приехала туда же учиться по направлению сельского хозяйства. Было это в 70-е.
В Северной столице познакомились, поженились, я родился. Окончив учебу, родители со мной маленьким уехали жить в Ташкент, родились мои брат и сестра. Все учились в школе. Потом я поступил в институт на факультет международных отношений… Но окончить не удалось - распался Советский Союз. Узбекистан перестал быть местом, где все живут дружно. А так как мы не представляли жизни без России, то переехали в Якутию - на мамину родину.
ЧЕТЫРЕ ЯЗЫКА… ЗАЧЕМ МНЕ ТЕПЕРЬ?
В Якутии семья Эм взяла в аренду несколько гектаров земли. Купили тяпки. По одной на каждого члена семьи. Так началась карьера несостоявшегося международника Артура в сельском хозяйстве.
- Тяпал землю и думал, что к своим двадцати годам знаю четыре языка и зачем они мне теперь? - говорит Артур. - Но в нашей семье не положено спорить со старшими, если мама с папой велят возделывать поле, значит, все возделывают и не ропщут.
Сначала сажали привычные в тех краях картошку и капусту. С тоской вспоминали об узбекских садах, утопающих в зелени, о бабушке по отцу, выращивавшей в Ташкенте на даче арбузы сорта «огонек», таявшие во рту.
Однажды кто-то из якутских старожилов упомянул: мол, и здесь до революции некий местный земледелец бахчу держал. И Эмы подумали: ну а почему бы не попробовать?
Четыре года арбузы отказывались созревать в этих широтах. Эмы меняли грунт, удобрения... На пятый год получились - красные, сладкие, вкусные. Позже Артур даже брошюру выпустил, открыв все секреты по выращиванию арбузов в сложных климатических условиях.
Успех окрылил. И список сельхозкультур в хозяйстве начал пополняться.
- Из-за вечной мерзлоты в почвах соли «гуляют». И если почва попадется засоленная - ничего не вырастет. Так что главное - найти незасоленную, и мы уже знаем, как это сделать, - поясняет мужчина. - Где-то укрываем землю, чтобы лучше прогревалась, сделали систему полива по израильской технологии.
Вот и пригодилось знание иностранных языков спустя почти 25 лет после переезда в зону мерзлоты! Артур выезжает за границу на сельхозвыставки и к коллегам, перенимает опыт, адаптируя культуры под условия региона.
- Да, нам тут сложнее в климатическом смысле, - рассуждает он. - Однако и множество преимуществ. В мае и июне здесь белые ночи, длиннее световой день - надо пользоваться, высаживать светолюбивые культуры. Или, например, в южных регионах растения приходится много раз за лето обрабатывать, используя в том числе вредные для человека химикаты. А в наших из-за короткого лета практически не успевают заводиться паразиты, они от холода дохнут. Соответственно продукция получается самая экологически чистая в России, без нитратов.
«ГЛАВНОЕ – НЕ ЛЕНИТЬСЯ!»
Сейчас хозяйство Эмов насчитывает порядка 200 (!) гектаров. Своей семьей обрабатывать такие площади, ясное дело, нереально. Так что нанимают сотрудников. Разнорабочие, в основном сезонные, из бывших республик СССР приезжают на заработки. В этом году из-за пандемии и закрытия границ с кадрами возникла проблема. Нанимали местных. Сезонники-вахтовики работали у них не один год и знали нюансы земледелия, а тут приходилось заново объяснять. Но справились.
Сам Артур тяпку в руки берет теперь нечасто. Иногда вместо физзарядки. Иногда, чтобы рабочих в поле приободрить, хозяин показывает пример.
А так на нем менеджерские функции. Сотрудников найти и привезти, ярмарку организовать. Документы оформить - государство ведь выдает гранты и субсидии.
- Есть гектарные, возмещение затрат на горюче-смазочные материалы и так далее, - загибает пальцы Артур. - Фермеры обычно не любят с этим возиться - долго, муторно, множество бумаг, надо считать, сводить, записывать… А мы с отцом и мамой тщательно изучаем документы, возимся - и получаем положенное по закону.
Сотрудников высшего звена - самых лучших профессионалов-аграриев - Эмы искали по всей России, подбивали переехать. Некоторые приняли их предложение, успешно работают!
- У нас очень сильная команда подобралась, - с гордостью произносит Артур. - Сейчас над клубникой работаем. Пока выпустили малым тиражом, так сказать, на пробу. Следующая задача - поставить выращивание на поток.
Зимой фермеры тоже без дела не сидят - распродают продукцию со складов. И готовят рассаду к весне. Тоже труд.
- Молодые кадры в сельское хозяйство сейчас почти не идут. Считают непрестижной профессией, нет быстрого результата, - констатирует Эм. - А я считаю, у России великое будущее именно в аграрном направлении. И наш регион обязательно свою лепту внесет.
Сельское хозяйство - занятие интересное, в том числе в финансовом смысле. Доходы семьи и свои собственные мой собеседник раскрывать не стал, но дал понять, что деньги достойные. Подчеркнул: «Главное - не лениться!»
Виктория Катаева.
Фото автора.