Новости экономики и финансов
7608 | 0

По сравнению с трюкачеством ЦБ цирк отдыхает

По сравнению с трюкачеством ЦБ цирк отдыхает
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

Кто из нас не восхищался ловкостью и мастерством цирковых артистов, подчас выкидывающих такие коленца, что аж дух замирает! Однако выясняется, что по части трюков циркачам могут составить серьезную конкуренцию... банкиры.

Снижение инфляции до рекордного минимума - предмет гордости Центробанка. Ни одна речь с высокой трибуны не обходится без бодрой констатации этого факта. Однако, по мере того как официальная инфляция, что называется, стремится к нулю, повседневная, с которой мы сталкиваемся каждый день в магазинах и при оплате квитанций ЖКХ, повышается, причем весьма заметно.

До сих пор между инфляцией, рассчитываемой Центробанком и Росстатом, с одной стороны, и той, с которой имеем дело мы с вами, существовало непримиримое противоречие. Банкиры и статистики упорно не желали признавать жалобы рядовых граждан на высокий рост цен. Мол, не верьте глазам своим.

Однако на днях впервые их бастионы рухнули. Центробанк заявил, что существует еще одна инфляция, втрое превосходящая официальную.

О признании, совершенном Центробанком, поведал известный экономист Андрей Мовчан. По его словам, это случилось на конференции, организованной изданием «Ведомости».

«Наблюдаемая инфляция в России в 2017 году составляет 11%. Это сообщает представитель ЦБ, - пишет Мовчан в своем «фейсбуке». - Не удивляйтесь. ЦБ отдельно считает «расчетную» инфляцию, которая - 3,5%, и «наблюдаемую». На мой вопрос, это как, я получил ответ от докладчика из ЦБ: «Долго объяснять».

Однако г-н Мовчан, похоже, не обиделся. Публично декларируемые 3,5% годовой инфляции отнес к области «трюков», предложив при этом объяснение подобного «трюкачества». По словам Андрея Мовчана, 11% - это то, насколько поднялись цены для граждан России и ее юридических лиц. Ну а 3,5% - это, по предположению Мовчана, инфляция, учитывающая игру государства на понижение.

Например, на здравоохранение и образование у нас выделяется все меньше средств из бюджета. Значит, их стоимость падает, понижая уровень инфляции. «Веселенькая» такая получается картина: власти все больше экономят на населении, сокращая инвестиции в так называемый человеческий капитал. Денег в обороте становится меньше, инфляция падает, Центробанк радостно об этом заявляет.

Однако выясняется, что уменьшается лишь «расчетная», то есть абстрактная инфляция, не имеющая к нашей с вами каждодневной жизни ни малейшего отношения. Реальная же, так называемая наблюдаемая инфляция растет себе и растет.

И, собственно, почему «наблюдаемая»? Мы то ее не просто наблюдаем, а чувствуем, как говорится, на собственной шкуре. Кошельки наши тощают так, как будто сидят на жесткой диете. Причем падение доходов происходит четвертый год подряд. Мы покупаем все меньше. Именно уменьшение спроса является главным фактором снижения инфляции. И что, скажите на милость, хорошего в подобном процессе? Известно ведь, что падение спроса - тормоз экономического развития.

Однако все это, похоже, совершенно не тревожит Центробанк. Признав существование реальной инфляции (правда, стыдливо окрестив ее «наблюдаемой»), он продолжает гнать наверх утешительные цифры инфляции «расчетной», то есть, по сути, высосанной из пальца. Такое вот получается ловкое «трюкачество». Фокусники и иллюзионисты отдыхают.

Максим Грегоров.

Карикатура А. Хорошевского.

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.