В давние времена на Пресне была забегаловка, где дородная продавщица пива честно предупреждала контингент: «Мужики, я сегодня не разбавляла, поэтому буду недоливать!» Мужики улыбались, одобрительно кивали, предпочитая неразбавленное.
Воспоминание навеяла инициатива Минфина, затеявшего маркировать слабоалкогольную продукцию. Поправки заставят производителей пива, сидра, пуаре и медовухи с 1 января 2019 года клеить на банки и бутылки специальные акцизные марки. Без этого продукция будет считаться нелегальной и подлежать изъятию.
Авторы объясняют свою новацию заботой о потребителях. Росалкогольрегулирование (РАР) выявило, мол, много нарушений в обороте пивоваренной продукции: из 1033 образцов напитка не соответствовало требованиям госстандартов 997 образцов. То есть 99%?! Они там, что, разбавляют, недоливают или недоваривают?
Понятно, что на пиве у нас всегда хорошо зарабатывали, но сколь законопослушна продавщица в забегаловке по сравнению с солидными пивными компаниями с иностранным участием! Или тут дело в новом раунде борьбы за алкогольный рынок между пивоварами и производителями крепкого алкоголя?
Они уже несколько лет стараются изменить в свою пользу нормы регулирования в производстве и обороте алкоголя, правительство с трудом отбивало атаки лоббистов, удерживая баланс на рынке. И вдруг РАР выдает скандальные результаты проверок: за последние два года арестовано 184 тыс. декалитров продукции, не соответствующей требованиям техрегламентов. И якобы только каждая 20-я бутылка пивных напитков произведена легально. Цифры внушительные, но можно ли им доверять?
Информация РАР - это скорее попытка властей оправдаться перед гражданами, которых ожидает рост цен на пиво. В пивной отрасли утверждают, что линия маркировки стоит 1 млн долларов, а таких линий крупным производствам придется покупать десять. Эти расходы резко поднимут себестоимость и, значит, розничную цену пива. Плюс стоимость самой бумажной марки.
Руководитель Центра разработки национальной алкогольной политики Павел Шапкин утверждает, что введение акцизных марок может принести в бюджет 50 млрд рублей ежегодно, а то и больше. И эти дополнительные миллиарды вынут из кармана покупателей пива. А поскольку исключений для малых пивоварен, похоже, не предусматривается, маркировка может превратить в банкротов много малых предприятий.
Павел Максимов.
Фото Т. Павловой.