Причем, по данным ценовых мониторингов, это происходит в подавляющем большинстве субъектов Федерации, включая Московский регион. Эксперты утверждают, что рост хлебных цен ускорился с начала июля, а сегодня хлебобулочные изделия подорожали как минимум на 15-20% в сравнении с прошлогодним сентябрем. А ведь Россия уже несколько лет - один из мировых лидеров по урожаям и экспорту зерновых.
Но это только одна сторона медали. Нас заставляют платить все больше за товар, который и хлебом-то назвать язык не повернется. Качество хлебобулочного ассортимента продолжает стремительно ухудшаться: продукция откровенно сомнительного качества, а по сути, несъедобная субстанция, отдаленно напоминающая хлеб, к настоящему времени составляет 25%, а в некоторых регионах и 40% хлебной розницы. Так в чем же дело?
СВЕРХВЫГОДНЫЙ ЭКСПОРТ
В 1962-1965 гг., когда даже в Москве и Подмосковье были перебои с хлебом, а во многих регионах существовали хлебные талоны, был известен такой анекдот: «Директор одного хлебозавода спрашивает коллегу с другого предприятия:
- Почему ваш хлеб так быстро раскупают?
- В нашем хлебе половина - жмых, треть - горох с опилками и немного пшеницы.
- А, понятно, ведь вы пшеницу добавляете…»
К сожалению, такого рода «начинки» хлебобулочных изделий были, что называется, буквальными. И, похоже, с тех пор мало что изменилось…
В конце прошлого года глава Россельхознадзора Сергей Данкверт так охарактеризовал причины падения хлебного качества: «С 90-х стал важен только объем, то есть валовой сбор зерна. А качество его вторично». Г-н Данкверт раскрыл секрет: «В России любая компания, даже непрофильная, может зарегистрироваться и стать поставщиком зерна: такого нет больше нигде в мире. Беседовал недавно с иракской делегацией, они спрашивают: у вас только государственные и специализированные компании экспортируют зерно? Мне даже отвечать неудобно, что нет, у нас экспортом может заняться любой, даже без регистрации в национальном реестре экспортеров».
Нужно откровенно признать: гонка за пшеничными и в целом за зерновыми рекордами обусловлена прежде всего очевидной выгодностью его экспорта. По имеющимся данным, с начала 2000-х гг. среднегодовой урожай зерновых в стране - от 115 до 130 млн тонн, в том числе пшеницы - 75-85 млн тонн. И минимум 40% этого зернового урожая, причем уже который год, вывозится в инвалютное, то есть дальнее зарубежье. А по пшенице этот показатель - не меньше 50%. При этом экспортируются зерновые, как правило, высших сортов ввиду их высокой цены на мировом рынке. Так что неудивительно, что по многим профильным оценкам сбыт зерновых РФ на экспорт как минимум в восемь раз рентабельнее реализации внутри страны.
Директор группы компаний «Частная пекарня» (Свердловская область) Анатолий Павлов:
«Урожай в стране собираем высокий, но когда начинаешь смотреть его «расшивку», выясняется, что за последние 7-8 лет мы все свое хорошее зерно вывозим и остаемся с менее качественным. Поэтому мукомолы периодически выступают за то, чтобы узаконить использование в выпечке хлеба фуражного зерна, так как его по факту приходится использовать».
ЧЕМ ХУЖЕ, ТЕМ ДОРОЖЕ?
По объемам среднегодового экспорта пшеницы РФ с начала 2010 г. занимала 4-е место в мире после США, Канады и Евросоюза, а с середины 2010 г. - 3-е (после США и Канады). Приоритет, как мы уже говорили, - экспорт, куда и направляется все самое лучшее. Но нужно учитывать, что мировые цены на зерновые, особенно на пшеницу, хотя и высокие, но часто нестабильные. Так что окупать выпадающие доходы нужно удорожанием и зерновых, и продуктов их переработки на внутреннем рынке. Что тем более неизбежно по той причине, что рубль продолжает падение к инвалютам, а это прямые убытки для зернового бизнеса внутри страны.
Иными словами, рядовой потребитель, то есть мы с вами, по нарастающей оплачивает все издержки зависимости страны от экспорта сырья, на этот раз не нефтегазового. Какое уж тут качество хлеба, о чем вы говорите?..
Еще в ноябре 2016 г. на Втором Всемирном зерновом форуме в Сочи российские и зарубежные эксперты сошлись во мнении: зерна становится больше, а качество его все быстрее ухудшается. Если в начале 2000-х пусть и в небольших объемах на внутреннем рынке все-таки были пшеницы 1-го и 2-го класса, то после 2015-го все, что нам остается, - это пшеница средне- и низкокачественная, 3-5-й классы. При том, что 4-й и особенно 5-й классы фактически приравниваются к фуражу, то есть к зерну на корм скоту.
Центр оценки качества зерна свидетельствует: именно такие пропорции по качеству пшеницы сохраняются в России уже несколько лет. Потому, повторим еще раз, что качественные сорта идут на валютный экспорт. А вы еще спрашиваете, почему хлеб невкусный? Скажите спасибо, что он вообще есть!
Академик РАСХН и РАН Анатолий Косован:
«В России действует жесткая установка: хлеб должен быть дешевым. Поэтому в погоне за усилением своей конкурентоспособности и прибылью производители стремятся удешевить и процесс производства. Румяный, поджаристый хлеб, равномерный цвет, легкий привкус молока говорят о том, что продукт сделан по классической технологии, где используются только вода, мука и дрожжи, а время приготовления одной булки хлеба - 5-6 часов. Производители, которым это невыгодно, готовят по ускоренной зарубежной технологии. При использовании различных добавок процесс сокращается до 1,5 часа. Да, продукции можно получить в четыре раза больше, но какого качества?!»
КАК «ВЕРБУЮТ» ИЗВОЗ
Как вы понимаете, наши «партнеры» разных сортов кровно заинтересованы в том, чтобы мы обеспечивали их превосходным, лучшим в мире зерном. И делают все возможное для того, чтобы накрепко и надолго привязать именно качественную российскую пшеницу к экспорту.
Еще в 2002 году Андрей Кушниренко, один из руководителей делегации РФ на переговорах по вступлению страны в ВТО, сообщил автору этих строк: «Западные страны требуют, чтобы были снижены железнодорожные тарифы на доставку российских зерновых к экспортным портам не только в РФ, но и в других странах. Это требование было фактически выполнено к 2012 году, то есть к моменту вступлению России в ВТО».
В том же духе действует и Китай. Как отмечает Евгения Чернышева, эксперт по агрополитике, Пекин с 2016-2017 гг. разрешил импорт качественных сортов пшеницы и других зерновых из Сибири, Дальневосточного региона и даже... из Калининградской области. Но с одним условием: экспортные цены на тамошнее зерно должны быть всегда ниже мировых цен в обмен на долгосрочные, точнее, бессрочные поставки. В результате доля КНР в экспорте российских зерновых уже превысила 25%: это почти вдвое выше уровня начала 2000-х.
Вот и получается, уважаемые читатели, что и цены на хлеб, и его качество в нашей стране совершенно не зависят от урожая зерновых. Сама система реализации пшеницы у нас просто порочна и не обеспечивает защиту интересов, извините, коренного населения. В российском зерновом бизнесе, получается, выросли такие же олигархи, как на нефти и газе. Это, конечно, большой шаг вперед, но гражданам, не имеющим отношения к списку «Форбса», гораздо важнее возможность купить вкусный и недорогой батон белого хлеба. Или кирпичик черного - кому как нравится…
Глава Зернового союза РФ Аркадий Злочевский:
«Ситуация такая, что хлебопеки вынуждены поднимать цены. У нас зерно оценивается в валюте, это экспортный товар. А курс рубля упал, что привело к повышению внутренних цен на зерно. Резко подорожала и логистика, выросли цены на бензин и дизтопливо, а все это - значимая доля в себестоимости хлеба и хлебобулочных изделий».
Антон Балиев.
Фото: ADOBESTOCK