Водоканал и другие поставщики коммунальных услуг творят, что хотят. И если накосячат, почти всегда выкручиваются.
Наконец-то возник прецедент: люди добились справедливости, и УК заплатит по счетам за отвратительное исполнение своих прямых обязанностей. Если возникла необходимость, то и вы сможете этого добиться!
ДОРОГА К СПРАВЕДЛИВОСТИ
У адвоката Ивана Сергеева родственник живет в поселке в Белгородской области. И вот в его доме из крана стала течь грязная вода. В местной ресурсоснабжающей организации, как водится, порекомендовали потерпеть, ибо денег на ремонт и людей не хватает, а потребителей много.
Дальше пошла бюрократия. Ответ на претензию прислали через месяц: дескать, грязь поступила в систему, когда делали ремонт трубы. Адвокат обратился в Роспотребнадзор и местную прокуратуру, попутно - в Центр гигиены и эпидемиологии для проведения исследования проб воды.
К концу третьей недели с момента аварии качество воды стало улучшаться. К середине второго месяца от прокуратуры и Роспотребнадзора поступили ответы. Прокуратура вынесла представление о загрязнении. Но люди решили на этом не останавливаться.
Правила оказания коммунальных услуг предоставляют потребителю право в случае нарушения его прав обратиться к ресурсоснабжающей организации с требованием о компенсации морального вреда. В итоге из заявленных 30 тысяч рублей суд взыскал с ответчика 10 тысяч. Вода сейчас в приемлемом состоянии, но вопрос перерасчета оплаты за нее пока не поднимался. Тем не менее и это победа.
Всевластию УК, похоже, пришел конец. Только в Московской области в этом году привлекли к административной ответственности за нарушения содержания многоквартирных домов 41 управляющую компанию. Это стало результатом рассмотрения 58 дел в министерстве по вопросам содержания территорий и государственному жилищному надзору региона. В ходе разбирательств все управляющие организации были признаны виновными и подвергнуты серьезным наказаниям. В результате были наложены штрафы на 15 должностных лиц и 41 юридическое лицо.
При защите своих прав, нарушенных коммунальщиками, жители Подмосковья доходят и до судов. Жительница Дмитрова взыскала с управляющей компании сумму в размере более полумиллиона рублей.
СРАЖЕНИЕ ПОД ЕКАТЕРИНБУРГОМ
Но самую большую победу в сражении с коммунальщиками одержали жители городка Полевского Свердловской области - в качестве компенсации за грязную воду они получили более 800 тысяч рублей. Водоснабжение восстановлено и приведено в норму.
Критическая ситуация в Полевском сложилась в самый разгар жары: 14 июня из кранов в многоэтажках вместо воды побежала непонятная коричневая жижа. Как утверждали горожане, такого безобразия не было даже в период паводка. Чтобы сделать чай или приготовить еду, местные жители были вынуждены покупать бутилированную воду. Возмущение граждан не осталось незамеченным, в дело вмешалась прокуратора.
Ясное дело, ответчики отбивались как могли. В администрации города сообщили, что все дело в загрязнении реки Чусовой, из водохранилища которой городок, где проживает более 60 тысяч человек, получает питьевую воду. Из-за ухудшения качества водоема нагрузка на очистные сооружения возросла. Чтобы разгрузить фильтровальную станцию, местными властями было принято решение отключить в жилых районах горячую воду.
Заместитель Генерального прокурора РФ Сергей Зайцев взял ситуацию под личный контроль. Роспотребнадзор на нескольких участках водоотвода провел отбор проб. Полученные результаты подтверждали отклонения от нормативных показателей по уровню марганца и цветности. В связи с этим директорам коммунальных предприятий и главе Полевского Константину Поспелову было внесено четыре представления, которые удовлетворены. Ведомство потребовало от коммунальных организаций и местных властей принять срочные меры. На очистных сооружениях в короткие сроки промыли фильтры, перенастроили оборудование и провели другие работы. Общая сумма перерасчета за воду, который провели коммунальщики, составила более 800 тысяч рублей. Сделано это было по требованию Генеральной прокуратуры.
И дело даже не дошло до суда. Видя упорство граждан, коммунальные организации предпочитают не доводить дело до судебных разбирательств и оперативно решают проблему. Даже ресурсы нашлись! Повторные пробы, взятые после глобальной чистки системы, показали, что вода соответствует установленным нормативным требованиям.
В 72 регионах России работают приемные центры защиты прав граждан. Они призваны научить нас защищать свои права и заставить чиновников исполнять законы. Ищите их в своих регионах и обращайтесь за помощью.
Как видим из примеров, добиться справедливости можно. В сказке Аленушка просила Иванушку не пить из лужи, чтобы он не стал козленочком. Поэтому давайте не позволять коммунальщикам делать из нас козлов, особенно за те деньги, что они от нас получают.
ЕСЛИ ИЗ КРАНА ТЕЧЕТ ГРАЗНАЯ ВОДА
Если из вашего крана льется грязная вода или вода с неприятным запахом:
- сообщите о нарушении в аварийно-диспетчерскую службу управляющей организации;
- составьте акт о низком качестве воды;
- обратитесь в управляющую организацию за перерасчетом, приложив такой акт;
- в случае отказа в предоставлении перерасчета обратитесь в орган государственного жилищного надзора или с исковым заявлением в суд.
С заявлением о проверке качества воды можно обратиться в Роспотребнадзор напрямую.
1. Направьте жалобу в Роспотребнадзор с конкретными фактами.
2. Обратитесь в УК (или ресурсоснабжающую организацию) за перерасчетом, приложив ответ из Роспотребнадзора.
Формы актов и заявлений в пошаговой инструкции «О нарушении качества предоставления услуги «Водоснабжение» можно скачать в интернете.
Сергей Клюев.
Фото: LEGION-MEDIA