В ветхом и аварийном жилье, понятно, не миллионеры ютятся, а пенсионеры и малоимущие граждане. Некоторые обитают в настоящих трущобах десятилетиями под аккомпанемент обещаний чиновников переселить их в жилища, где хотя бы полы под ногами не проваливаются и кирпичи на голову не падают.
78-летняя Валентина Тарасова из Псковской области более полувека ждет переселения в новый дом из нежилой постройки, которую давно признали аварийной. Женщина ожидает новоселья с 1969 года! Тогда она была шестой в очереди. И сейчас, 55 лет спустя, все еще шестая в очереди на расселение из этого, простите, сооружения, которое вообще признали «складом лекарственного сырья». На основании того, что дом по документам и не дом вовсе, и «чего вы там живете, мы не знаем», чиновники новое жилье пожилой женщине давать отказываются.
А бывшая воспитательница детсада, 72-летняя Альбина Смирнова, из поселка Кобляково Иркутской области, которая много лет ждала переселения из аварийного деревянного барака, так и умерла этой весной, не дождавшись расселения. Не выдержало сердце. Пенсионерка жила в квартире без отопления, с прогнившими стенами, проваливающимися полами и провисающими потолками и десятки лет сражалась с чиновниками, но ничего сделать не смогла.
Таких историй по всей России - тысячи! За каждой - человеческая трагедия. И вот таким людям Минстрой России теперь предлагает раскошелиться и из своего кармана оплачивать снос или реконструкцию их жилища при переселении из аварийного фонда. Это только предложения, но с большой вероятностью документ легко пройдет все чтения в Госдуме и будет принят. Действующая федеральная программа расселения трущоб завершается в этом году, и новые правила — это как раз лыко в строку. Но для кого - для простых людей или для чиновников?
РАСКОШЕЛИВАЙСЯ – И СОБИРАЙ МАНАТКИ
До недавнего времени программу сноса аварийного фонда почти полностью финансировал федеральный бюджет. Регионам приходилось доплачивать лишь символические 3% расходов. Но с 2021 года объемы федерального финансирования с учетом инфляции сократились на треть. Соответственно, разницу теперь должны выплачивать местные власти, у которых, как всегда, денег нет. Региональные чиновники перед выбором: срывать выполнение программы сноса или уменьшать затраты по ней, занижая оценочную стоимость жилья и компенсации гражданам. Нетрудно догадаться, какой выбор будет сделан.
В самом уязвимом положении окажутся собственники, проживающие в объектах культурного наследия, которые признают аварийными. Такие объекты нельзя снести, их надо «реконструировать», то есть реставрировать. Это могут сделать только специальные уполномоченные фирмы, которые работают по очень высоким расценкам.
Теперь за реставрацию объекта культурного наследия (а таких особенно много в Санкт-Петербурге, Подмосковье, Ленинградской области и старинных русских городах) будут расплачиваться сами жители домов - объектов культурного наследия. Сумма реконструкции по реставрационным расценкам будет сопоставима со стоимостью квартир. Получается, жильцы при выселении из такого аварийного дома на руки не получат вообще ничего. Основным вариантом для этой категории россиян станет фактическая расприватизация квартир и выселение из центра на окраину, куда чиновники скажут.
В случае принятия новых правил финансовый выигрыш для бюджета составит до 25%. А из кармана несчастных жильцов будет изъято до 170 млрд рублей.
КАК ЗАЩИТИТЬСЯ?
Решить проблему чаще всего можно только через суд. Для этого надо четко сформулировать, в чем именно ущемлены ваши права (жильцы согласны расселяться, но власти не хотят признавать дом аварийным; дают мизерную денежную компенсацию, на которую новое жилье не купишь, или предлагают жилье за чертой города и т. д.). Чиновников вы не разжалобите ни скопом, ни тем более в одиночку. Только суд может признать их действия неправомерными и помочь вам.
Не подписывайте акт об изъятии недвижимости, суд рассматривает только такие дела, когда между муниципалитетом и собственником еще нет соглашения.
Яна Полянская