В послании Федеральному собранию президент еще в 2018 году заявил о необходимости сократить количество свалок. Слишком много, мол, развелось их в нашем прекрасном ландшафте.
Действительно, по статданным за 2018-й, каждый житель РФ в среднем выбрасывал на улицу 400-500 кг мусора в год. Как любят сравнивать, если бы из всех отходов нашей страны построить башню шириной в 1 метр, по ней можно было бы добраться до Луны. Почти цирковой номер. А самое любопытное, что всего около 2% отходов у нас сжигалось и примерно 4% отправлялось на вторичную переработку. А сколько всяких мерзких тварей (крысы - самые безобидные) кучкуется на многочисленных свалках!
Короче, президент в 2018-м сформулировал: хватит гадить в окружающей среде! И депутаты Госдумы тут же подсуетились, исправили закон «Об отходах производства и потребления», и с января 2019 года в стране стартовала реформа обращения с отходами производства и потребления. И по всему так получается, что нынче ей стукнул своеобразный полуюбилей, пятилетка, если по советским меркам. Удачное время, чтобы подвести итоги.
Пятилетку отметили оригинально. Согласно новому циркуляру природного ведомства (есть там гриф «Для служебного пользования» или еще круче?), с 1 января 2025 года в силу вступят поправки в правила разработки территориальных схем по обращению с твердыми коммунальными отходами (по служебному - ТКО). Документ сразу ошарашил мусорное сообщество, так как предполагает полное закрытие наиболее информативных данных от общественности. В частности, теперь все территориальные схемы упрятывания мусора, сиречь свалки, будут делиться на открытые и закрытые части.
К закрытым будут иметь доступ особо доверенные: представители Росприроднадзора, публично-правовая компания «Российский экологический оператор», само Минприроды России и региональные власти. При этом муниципальные власти и регоператоры получат доступ к информации только в части своей зоны работы. Нечего им много знать!
Эксперты сразу заявили о противоречии ведомственной бумаги Конституции РФ, отмечая, во-первых, что совсем «не по Сеньке шапка» и что реализация указаний Минприроды нанесет огромный вред. С чего бы это клерки из не самого оборонного ведомства так расхрабрились?
По мнению председателя саморегулируемой организации «Объединение предпринимателей по рециклингу отходов» Александра Веселова, частичное ограничение информации от населения противоречит также ст. 4.3 Федерального закона «Об охране окружающей среды», регламентирующей доступ к экологической информации.
«Логика таких ограничений доступа к информации объясняется стремлением органов власти снизить протестную деятельность населения (по объектам захоронения отходов в первую очередь) и остановить череду признания судами региональных терсхем ТКО недействительными по искам граждан и операторов ТКО, - поясняет эксперт. - И основания для таких решений судов есть: в терсхемы внесена заведомо ложная информация об остаточной вместимости объектов размещения отходов (фактически кратно переполненных, что приводит к кратному же росту затрат федерального бюджета на ликвидацию таких объектов и усугублению экологической ситуации на местах). Также есть прямая фальсификация информации по самим объектам и их санитарно-защитным зонам».
Эксперт добавил, что искусственное отделение в законодательстве ТКО от прочих отходов является одной из основных причин торможения мусорной реформы, так как терсхемы регионов должны содержать также информацию об обращении с отходами 1-5-го классов опасности, но ее либо нет, либо она большей частью недостоверна и не соответствует действительности.
В сообществе экологов считают, что отсутствие информации по опасным промышленным отходам приведет к еще большему погружению этого сегмента рынка в болото бесконтрольности и коррупции. Отлучение населения от обсуждения основных положений терсхем по обращению с отходами в регионах будет, увы, усиливать хаос в работе этой системы и приведет к росту недовольства населения этой самой реформой и даже к гражданскому саботажу во внедрении системы раздельного сбора ТКО.
Сегодня в мусорной реформе задействованы три стороны. Это жильцы многоквартирных и частных домов, садоводческие товарищества, а также организации. Они производят мусор и оплачивают услуги по его вывозу. Это делают региональные операторы, по сути, мусоровозы, доставляющие отходы с контейнерных площадок на полигоны, а не на несанкционированные свалки. В каждом регионе они выбираются по конкурсу сроком не более чем на 10 лет. И это переработчики, которые принимают вторсырье в свое производство. Казалось бы, за пять лет всех их можно было выстроить в четко работающую систему. Но куда там!
С 2019 года с граждан РФ через мусорные тарифы ежегодно собирают около 200 млрд рублей, при этом уровень переработки мусора, ради которой реформа и затевалась, остается критически низким - около 7%. А крупные проекты в сфере ТКО по-прежнему вызывают много вопросов у населения.
В частности, наблюдатели обращают внимание на их стоимость, влияние на тариф, а также на непрозрачность выполнения работ. Иначе говоря, типично российская проблема - воруют из бюджета. И много воруют. Чтобы люди не узнали сколько, эту информацию и планируют закрыть власти. Короче, у Генеральной прокуратуры есть веские причины поинтересоваться работой мусорного рынка РФ, где крутятся очень большие деньги.
Григорий Алексеев.
Фото: LEGION-MEDIA