Новости экономики и финансов
2842 | 0

Любителям легкой наживы прямая дорога на Сахалин

Любителям легкой наживы прямая дорога на Сахалин
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

После успешного открытия 19-километрового моста через Керченский пролив идея мостостроения завладела умами, охочими до казенных миллиардов. В ОАО «РЖД» решили возродить проект соединения с материком острова Сахалин.

Подумаешь, всего-то шесть километров в самом узком месте Татарского пролива!

Место узкое, да поле для освоения бюджетных средств - самое широкое.

В 1950 году с идеей соединения Сахалина с материком тоннелем и железной дорогой выступил Иосиф Сталин. Строительство поручалось МПС и МВД, которое привлекло тысячи условно-досрочно освобожденных. Но после смерти вождя весной 1953-го проект был закрыт: с дешевой рабочей силой возникли проблемы.

Были попытки пролоббировать строительство моста или тоннеля и в дальнейшем, однако власти СССР их не поддержали. В десятых годах XXI века о переходе через Татарский пролив заговорили снова.

В то время РФ потрясали амбициозные мега-проекты - статусные и затратные. Строили мост на остров Русский в Приморье для проведения некоего саммита АТЭС. Потом зимняя Олимпиада в Сочи. Потом ЧМ по футболу, который вот-вот обрушится на нас всем своим великолепием.

К активации этих гигантских финансовых потоков, как это у нас водится, оказались причастны и любители легкой наживы, успевшие занять местечко возле «крана», чтобы отводить совсем не тонкие струи на свои персональные «огороды» (о чем свидетельствует дюжина уголовных дел и ряд крупно проворовавшихся арестантов).

Теперь вот надеются активировать сахалинский проект. Согласно оценкам специалистов, этот мост в пересчете на километр будет в 3,5 раза дороже, чем Крымский!

Дело в том, что до перехода через пролив придется сначала протянуть по материку более 450 км рельсов от станции Селихин на линии Комсомольск-на-Амуре - Ванино, а потом, уже по Сахалину, - еще 127 км от мыса Погиби до действующей на острове железнодорожной ветки.

В итоге еще на уровне проектирования общая стоимость проекта превысила 600 млрд рублей. Это чуть меньше, чем все расходы федерального бюджета в 2018 году на образование, и гораздо больше всех расходов на здравоохранение. В наших же реалиях начальные цифры по мере строительства имеют свойство многократно возрастать. (Может, в триллион уложатся!)

Но не это главное. Большинство экспертов и даже железнодорожники заявляют, что «у проекта нет экономики, нет грузовой базы». То есть по этим рельсам нечего и некого возить. Озвучена, правда, идея завершения проекта еще одним мостом - с Сахалина на японский берег, по которому на остров хлынут десятки тысяч предпринимателей Страны восходящего солнца. Осваивать, дескать, «северные территории». Но это уже другая история.

Алексей Воробьев.

FOTOLIA

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.