Мало кто из экспертов сомневается - после банкротства «Трансаэро» цены на билеты заметно вырастут. Компания-банкрот была основным конкурентом «Аэрофлота», и именно ее существование позволяло сдерживать цены. Теперь на многих направлениях «Аэрофлот» становится монополистом.
«Почему «Трансаэро» обанкротился именно теперь, когда в условиях кризиса возник «дефицит» пассажиров и на две крупнейшие авиакомпании их стало не хватать? - задается вопросом председатель Общества защиты прав потребителей Алексей Самохвалов. - У большинства крупных авиакомпаний в мире есть миллиардные долги, но они не признаются банкротами. Здесь же произошла ситуация, когда все кредиторы долги с «Трансаэро» решили потребовать одномоментно».
В итоге от ухода «Трансаэро» больше всего пострадают туристы, особенно на массовых направлениях, - именно «Трансаэро» гонял дешевые чартерные рейсы в Египет и Турцию, то есть путевки, которые из-за падения рубля для многих россиян уже стали неподъемными, могут подорожать из-за стоимости авиаперелета еще на 30%, предрекают аналитики рынка.
Не лучше обстоят дела и с внутренним туризмом. «Наше правительство любит говорить о том, что надо развивать внутренний туризм. Но как его развивать, если цена на авиабилет больше, чем зарплата в регионах?» - спрашивает Самохвалов.
Официально уже объявлено, что роста цен на авиабилеты не будет, а «оголенные» направления своими рейсами закроет «Аэрофлот». Как он будет их закрывать, не совсем понятно - ведь брать на баланс авиалайнеры банкрота «Аэрофлот» не торопится. Громко анонсированный переход сотрудников из одной компании в другую тоже идет ни шатко ни валко - из нескольких тысяч взяли на работу пока только несколько десятков. Бортпроводники «Трансаэро» в трудоустройство в «Аэрофлот» и вовсе не верят и объявляют голодовки.
«На данный момент не видно, чтобы «Аэрофлот» энергично бросился наращивать объемы перевозок и закрывать те дырки, которые возникли после ухода «Трансаэро» с рынка, - продолжает Самохвалов. - «Аэрофлоту» выгодно, чтобы рейсов было меньше, а цены выше. Теперь «Аэрофлот» - безусловный монополист и может формировать свою ценовую политику без оглядки на население».
Не исключено, что «Аэрофлот» будет оптимизировать сеть. В итоге вместо прямых рейсов на некоторых направлениях останутся только рейсы с пересадками. А это снова рост цены на билеты.
Вызывает немало вопросов и перевозка пассажиров компании-банкрота. Многие из них не могут улететь в назначенные даты.
В итоге главным пострадавшим во всей этой истории оказалось, как всегда, население.
Так может, «Трансаэро» не надо было доводить до банкротства?
«Ничего не мешало правительству создать для «Трансаэро» понятную финансовую модель, - недоумевает Самохвалов. - Государство могло выкупить долги авиакомпании и сделать ее государственной. Учитывая необъятные просторы нашей Родины и социальную значимость авиасообщения, даже весь долг «Трансаэро» в 250 млрд не такая уж значительная сумма. На стадионы, чемпионаты и прочие развлекательные мероприятия мы тратим намного больше».
Материал подготовила Аделаида Сигида
Фото ТАСС/В. Прокофьев