Новости экономики и финансов
3573 | 0

Космическая отрасль России может перейти в частные руки

 

За последние два десятилетия если что у нас и уцелело, так только то, до чего не дотянулись руки «реформаторов». Сегодня под угрозой один из последних бастионов нашей мировой славы - космическая промышленность.

Космическая отрасль России может перейти в частные руки
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

Наши дела в космосе далеко не блестящи, это давно не секрет. Череда аварий в последние годы тому подтверждение. Не удалось отправить в сторону Марса зонд «Фобос-грунт». Один за другим погибают спутники связи «Глонасс». В 2011 году на 32 запуска 5 неудачных. Ущерб тоже поистине космический - миллиарды. Только падение в 2013 году ракеты-носителя «Протон» с тремя спутниками «Глонасс-М» эксперты оценили в 200 млн долларов, Казахстан потребовал за разлив токсичного топлива еще 90 млн.

Надо отметить, что Россия уже выплатила Казахстану десятки миллионов долларов за экологический ущерб от катастроф на Байконуре. В этой «дружественной» стране регулярно звучат призывы отобрать у нас космодром и передать какой-нибудь более ответственной космической державе. И это при том, что за аренду построенного СССР космодрома Россия платит Казахстану 115 млн долларов в год!

Президент Владимир Путин о российском космосе высказался так: «Значительная часть ракетно-космического оборудования устарела, более 80% используемой электронной компонентной базы производится за рубежом. Фактически отсутствуют стимулы и механизмы инновационного развития отрасли». Словом, с космической отраслью нужно срочно что-то делать. Вопрос: что?

РОСКОСМОС: ОТНЯТЬ И ПОДЕЛИТЬ

Если вы не в курсе, то реформа российской космической отрасли уже началась. 2 декабря 2013 года был подписан соответствующий указ. Роскосмос, который до сих пор и заказывал сам себе, и сам же производил космическую технику, будет разделен. Вернее, Федеральное космическое агентство, к которому и перейдет гордое имя Роскосмос, теперь будет ставить задачи и делать заказы, а также принимать технику и контролировать ее качество. А исполнять заказы станет Объединенная ракетно-космическая корпорация - ОРКК, заново созданная на базе ОАО «НИИ космического приборостроения». То есть все космическое производство собирается под одной крышей.

Теперь внимание: все промышленные предприятия, отданные в ОРКК, будут акционированы, а их акции переданы в уставной капитал корпорации. Пока владельцем 100% акций является государство. Но в ближайшие годы новую корпорацию планируется вывести на приватизацию. То есть продать акции главного космического производителя страны. Правда, непонятно, почему руководителем ОРКК назначен бывший директор АвтоВАЗа Игорь Комаров. ВАЗ так и не стал предприятием с технологиями космического уровня, а его продукция пока не нарасхват. Неужели в самой космической отрасли кадров не осталось? Вот как прокомментировал это назначение эксперт в области космоса, кандидат технических наук Вадим Лукашевич: «Внутри космической отрасли полно грамотных управленцев, умудрившихся сохранить предприятия в чудовищных условиях, безо всякой помощи и поддержки. Но хорошо, допустим, Комаров столь же гениален. Проблема в том, что автомобильное производство ни разу не напоминает космическое». Зато, продолжим мы эксперта, Комаров отлично знает, как размещать акции предприятия на бирже.

В последние два десятилетия мы наблюдаем, как под лозунги о повышении эффективности в частные руки уплывает достояние России, созданное всем народом. Что же касается самой эффективности... Во время реформы РАО «ЕЭС России» нам обещали снижение тарифов на электричество, повсеместный ремонт энергосетей, бесперебойное энергоснабжение и прочие радости. РАО «ЕЭС» расчленили, продали в частные руки - и что? Рост тарифов, аварии, отключения и кучка довольных «приватизаторов», удивительно скоро ставших долларовыми миллионерами.

Вы думаете, с космосом будет не так? До 2020 года Россия предполагает потратить на космическую отрасль 2 трлн рублей, уже к 2015 году расходы на космос увеличатся до 199,2 млрд рублей в год. Так что в космическую реформу заложены огромные средства. Да ведь и мир не стоит на месте.

«ЧАЙНА-ТАУН» НА ЛУНЕ

Программы освоения космоса имеют «новые космические державы» Япония, Индонезия, Турция, Аргентина, Израиль, Южная Корея, Иран, Бразилия, Австралия, Казахстан... В число лидеров уверенно вошел Китай, осуществивший пилотируемые полеты и отправивший на Луну свой луноход «Нефритовый заяц». Вскоре отправку человека в космос планируют Европейское космическое агентство и Индия. Запуск первого индуса в космос запланирован на 2020 год. А к этому времени на Луне уже может заработать космическая станция Китая, которую в 2025 году руководство Поднебесной собирается сделать ракетной базой. У японцев свои планы - к 2035 году создать на Луне станции солнечных батарей. Как они там поладят - посмотрим. Но пока приоритеты России в космосе признают все.

Как сказал глава космического агентства Бразилии Жозе Раймунду Брага Коэльо, «русским мы должны быть благодарны за их теоретические и практические шаги по исследованию космических полетов... Американцы позже стали использовать именно наработки и теорию русских. Я помню, какое удивление и потрясение вызвал в мире первый советский спутник. Русские были первопроходцами во многих космических дисциплинах. И это надо признать всем в мире. А структура подготовки специалистов и космонавтов - это вообще отдельная история, которая просто фантастическая по своему охвату, по глубине и достижениям». Его бы устами...

Уже сегодня из искусственных спутников Земли 371 принадлежит США, 113 - Китаю и только 111 - России. Не нужно обманываться и по поводу МКС - ее работа планировалась до 2020 года. Правда, потом стали называть другую дату - 2028-й. Но из 16 модулей МКС российских только пять, остальные сделаны в США, Японии, Канаде, Евросоюзе. Даже снабжение МКС обеспечивают не только наши «Прогрессы» - к станции исправно пристают транспорт­ники из США, Японии и Европы. В области космического транспорта активно работают Китай и Индия. Именно они составят конкуренцию российским кораблям, причем  уже со следующего года.

«Сейчас Китай проводит активную политику по привлечению клиентуры для своих носителей. После решения своих национальных вопросов по развертыванию навигационной системы, спутниковой системы, системы зондирования Земли, мне кажется, они (китайцы) довольно активно работают на этом рынке. В последнее время активизировалась в этом направлении Индия со своими носителями, они тоже могут доставлять грузы на геостационарную орбиту», - заявил академик Российской академии космонавтики имени Циолковского Александр Железняков.

Да, мы можем гордиться тем, что космонавтов на борт станции могут доставлять только российские корабли «Союз», созданные и поставленные на поток еще в советское время и сохраняющие надежность 96,82%. Но вряд ли это надолго. Пилотируемые корабли активно разрабатывают многие участники космической гонки.

Объем мирового рынка космических услуг (запуски спутников и кораблей, разработка военной техники, метеоуслуги, услуги связи, навигации, медицины  и т.д.) сегодня составляет, по разным оценкам, от 300 до 400 млрд долларов. И наша доля здесь крайне мала - от 0,5% до 2%. Хотя мы пока и удерживаем за собой примерно треть рынка пусковых услуг, то есть запусков в космос людей и грузов. Но это в общей сумме мало что дает. Рынок пусковых услуг - это только 1% от общего объема деятельности мировой космической промышленности.

Кто же тогда в плюсе? До 80% рынка космических услуг контролируют США хотя бы за счет того, что большую часть космических аппаратов собирают из их комплектующих. Мы же за последние годы свою базу комплектующих во многом утратили - и это, кстати, стало одной из причин наших космических аварий.

ПЛАНЕТАРИЙ НЕ ДЛЯ ПРОЛЕТАРИЯ

В чем опасность передачи космической отрасли в частные руки? Да, государство не слишком хороший бизнесмен. Но частный бизнес живет у нас отнюдь не по рыночным законам. В силу особых договоренностей, без всяких конкурсов гарантированные госзаказы смогут получать «придворные» и «приближенные», не особо беспокоясь затем за качество работы и о престиже страны.

Как утверждает член-корреспондент Российской академии космонавтики имени Циолковского Андрей Ионин, «России жизненно необходима ясная и понятная стратегия развития космической отрасли с разумными целями и сроками реализации - без этого невозможно двигаться дальше. Пока такой стратегии нет. Предложенная же Роскосмосом программа до 2030 года демонстрирует слишком расплывчатые задачи и цели - там нет внятного предвидения развития».

Отсутствие этой внятной цели очевидно: в наших школах больше не преподают астрономию, наши космонавты зарабатывают меньше депутатов, наши «космические» ученые получают существенно меньше, чем «эффективные» менеджеры. А попробуйте сходить всей семьей в Московский планетарий! Времена, когда поэт Маяковский утверждал, что «должен каждый пролетарий посмотреть на планетарий!», канули в Лету. Посещение этого заведения обойдется в несколько тысяч рублей. Не всякому пролетарию это по карману.

Вот так и начинается сегодня для наших детей дорога в космос. Стоит ли удивляться тому, что нашумевшая авария «Протона-М» в 2013 году объяснилась исключительно «человеческим фактором» - вверх ногами были прикручены датчики угловых скоростей, что почему-то не заметил контроль.

Если главной целью нашей космической отрасли станет получение сверхприбылей для частных лиц и «распил» государственного космического бюджета, нам придется смириться с тем, что «на пыльных тропинках далеких планет» не найти будет наших следов.

Эмилия Шевелева

Фото FOTOBANK.COM

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.