Новости экономики и финансов
1258 | 0

Кошмары бизнеса и власти

Кошмары бизнеса и власти
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

С подачи одного большого начальника в экономической практике появилось выражение «кошмарить бизнес».

Это об отношениях малого и среднего бизнеса с майорами и полковниками, контакты генералов с крупными компаниями называются иначе. Но сейчас в данной сфере складывается некая новая практика.

На совещании у премьера по долгосрочной программе развития ОАО РЖД предполагалось отменить экспортную надбавку в 8% к железнодорожному тарифу, которая камнем висит на экспортерах. Но правительство не выполнило своих обещаний.

Инсайдеры рассказывают, что лоббистам железнодорожников удалось продавить свой вариант, сохраняющий сверхдоходы отрасли. В 2017 году благодаря надбавке экспортная перевозка 99,6 млн тонн нефтегрузов принесла ей 116,7 млрд рублей, а в 2018-м перевезут на 1,5 млн тонн меньше, но получат 122,5 млрд рублей.

«Снимаем шляпу перед умением ОАО РЖД добиваться индексации тарифов в два раза выше инфляции, - заявили раздосадованные представители экспортеров. - Можно гарантировать, что следующим летом ОАО РЖД доложит о новом рекорде по прибыли».

Налицо пример, когда очень влиятельная корпорация (кстати, государственная) фактически заставляет правительство принимать решение в свою пользу, против интересов других компаний, а значит, и в ущерб экономике. По мнению экспертного сообщества, подобные эпизоды в последнее время возникают все чаще, складываясь в весьма тревожную тенденцию.

Российские власти изначально сделали ставку на поддержку крупного бизнеса, даже более того, чиновники де-факто этот бизнес и создавали (приватизация по Чубайсу, залоговые аукционы и т. д.), становясь его скрытыми бенефициарами. На это угрохали львиную долю государственных ресурсов, а малым и средним предприятиям доставались лишь жалкие крохи.

Насколько удобна эта модель для политического управления - куда легче контролировать лишь пару сотен богачей! - настолько же порочна для экономики, поскольку способствует обогащению только кучки приближенных к верхам олигархов за счет остального бизнеса и всех граждан.

Дальнейший результат очевиден: перекормленные корпорации набирают силу и влияние, постепенно выходят из-под контроля государства и в какой-то момент начинают диктовать ему свои условия, то есть кошмарить власти. Похоже, этот момент рядом.

Достаточно взглянуть, как нефтяной бизнес сегодня сопротивляется требованиям правительства не повышать внутренние цены на бензин. Топливные компании включают различные хитрые механизмы и сохраняют прибыли.

Возгласом отчаяния предстает здесь реплика вице-премьера Д. Козака о невозможности введения в РФ государственного регулирования цен на топливо. Мол, этому противоречит сама сложившаяся за 30 лет структура рынка. Не имел ли он в виду, что наш дикий рынок вырастил монстров, готовых взять государство за горло?

Павел Максимов.

FOTOLIA.

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.