Эксперты констатируют, что политика импортозамещения, на которую власти возлагали большие надежды, оказалась неэффективной.
Еще сравнительно недавно агропром, оказавшийся в тепличных условиях из-за отсутствия конкуренции с зарубежными производителями продовольствия, называли «локомотивом экономического роста».
Считалось, что эмбарго на импортные поставки поможет отечественным аграриям завалить рынок качественными и при этом недорогими продуктами. Увы, этого не случилось. Про «локомотив» чиновники больше не напоминают. Ни по количеству, ни по ценам прорыва в аграрном секторе экономики так и не произошло.
Первый показатель неуклонно снижается, а цены, наоборот, упорно лезут вверх. Причем ощутимее всего дорожают самые необходимые продукты - хлеб, сахар, пшено, яйца, капуста, морковь и т. д.
Ускоряющийся рост цен на базовые продукты бьет граждан РФ по и без того тощим кошелькам. Спрос на фоне продолжающегося снижения доходов падает, производство сокращается. Это подтверждают ежемесячные обзоры Минэкономразвития. Из них следует, что ситуация в агропроме стала причиной общего замедления экономики.
В частности, по свидетельству Минэкономразвития, за два месяца - август и сентябрь - производство сельхозпродукции упало почти на 17% по сравнению с тем же периодом прошлого года.
Отрицательная динамика отмечается в производстве многих видов сельхозпродукции. Например, сбор зерновых и зернобобовых культур на 1 сентября составил 78,3 млн тонн, что почти на 16% ниже показателя на аналогичную дату прошлого года. Сбор сахарной свеклы на 1 сентября сократился на 24%. Спад в производстве чиновники объясняют в основном «ухудшением урожайности по основным культурам» и «сокращением посевных площадей». Не забыты, разумеется, и «неблагоприятные погодные условия».
Но может в отличие от растениеводов нас порадовали животноводы? Ничего подобного! В Минэкономразвития отмечают, что производство животноводческой продукции также замедляется на протяжении нескольких месяцев подряд.
В Минсельхозе, к примеру, признали, что «пока не удается обеспечить замещение импорта в молочной отрасли. Падение импорта с 2013-2016 годов не компенсировалось ростом производства молока». При этом доля отечественной продукции составляет 80%.
Между тем, согласно Доктрине продовольственной безопасности, минимально необходимая доля должна составлять 90%. «На полное замещение импорта потребуется не менее 9-10 лет», - поясняют чиновники.
Получается, импорт прикрыли, а свое производство в должном количестве создать не могут. Подобный перекос приводит к дефициту продовольствия, а значит, к росту цен и сокращению спроса.
Замедление потребительского спроса, по мнению экспертов, практически свело на нет политику импортозамещения. В 2014 году, когда ей был дан старт, власти не предполагали, что доходы населения станут сокращаться в течение следующих четырех лет. Надеялись, что при условии сохранения спроса на такие продукты, как мясо, овощи и фрукты, у которых доля импорта доходила до 80%, отечественный аграрий, получая от государства субсидии, сможет быстро заместить поставки из-за рубежа. Причем предложит аналогичную по качеству, но более дешевую продукцию.
Однако все пошло совсем не так. При этом государство продолжает направлять на поддержку сельхозпроизводителей сотни миллиардов бюджетных рублей. Получается, что эти огромные деньги расходуются неэффективно - производство продолжает падать.
Единственное, в чем власти преуспели, - это в уничтожении доставленного в Россию санкционного продовольствия. Вместо того чтобы хоть отчасти сократить растущий дефицит тех или иных продуктов, направив «санкционку», например, в детдома, ее жгут и давят бульдозерами.
По данным Россельхознадзора, за три с лишним года действия продуктового эмбарго уничтожено порядка 30 тыс. тонн санкционных продуктов. Что ж, «тащить и не пущать» в России получается куда лучше, чем налаживать импортозамещение.
Игорь Вересков.
FOTOLIA