Новости экономики и финансов
5245 | 0

Готова ли Россия к новым санкциям?

В США активизируется работа по оформлению новых ограничительных мер в отношении российской экономики — представляет ли это реальную угрозу?

Готова ли Россия к новым санкциям?
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

Прошло три месяца, как президент США Дональд Трамп подписал новый закон, который оформляет ограничения в отношении России в виде документа, отмена которого не под силу главе американского Белого дома. Для того, чтобы отменить закон 2 августа нужно согласие Конгресса США, а его традиционно очень сложно получить.

Например, многие известные американские компании уплачивают налог на прибыль не в США, а в других странах, не обязательно в офшорах, где сохраняется анонимность. Главное — это меньшая ставка налога на прибыль. Внутреннюю службу доходов (IRS) — налоговый орган США — это очень тревожит, но соответствующие поправки в законодательство «вязнут» в недрах Конгресса США.

Как бы то ни было, санкции США в отношении России не только оформлены законом. Наряду с ограничительными мерами в отношении Ирана и Северной Кореи и другими странами, которые официальный Вашингтон посчитает нужным «наказать», требуется еще и «дорожная карта» того, как санкции будут осуществляться, начиная с 29 января следующего года. И колея, надо сказать,  стала прорисовываться. 26 октября Госдепартамент США пополнил санкционный список еще 33 российскими компаниями, а также несколькими государственными организациями.

Но что важно?

Для России это будет не первое испытание. В 2014 году страна столкнулась с санкционными мерами, «когда был ограничен доступ к финансовым рынкам», как об этом говорила 27 октября на встрече с президентом России Владимиром Путиным глава ЦБ РФ Эльвира Набиуллина.

Главный вопрос — откуда взять деньги в случае дефицита бюджета, теперь уже решен — это внутреннее финансирование.

В 2018 году Министерство финансов оценивает чистый объем внутренних заимствований (заимствования минус траты на погашение предыдущих обязательств) в объеме 817 миллиардов рублей, в 2019 году — 782,6 миллиарда рублей, а в 2020 году — 1,2 триллиона рублей.

Откуда будут взяты финансы? Явно, не через увеличение общего уровня налогообложения: объем бюджетной нагрузки на российскую экономику будет постоянно уменьшаться. Дефицит бюджета в следующем году составит 1,3% ВВП, в 2019-2020 году он сократится до 0,79% ВВП.

Таким образом, речь идет о расширении программы выпуска облигаций федерального займа (ОФЗ) — финансовых инструментов, которые получили признание не только внутри страны, но и иностранных инвесторов: на их долю приходится 32% всех купленных таких ценных бумаг. Это — чуть более двух триллионов рублей.

Конечно, как и любых инвесторов, их манит высокий процентный доход, но особенность заключается в том, что санкции и заниженные страновые рейтинги для России как раз привели к тому, что закладываемая риск-премия слишком высока, то есть инвестор получает больший доход, чем на других рынках с теми же реальными финансовыми и экономическими показателями страны.

Конечно, такая ситуация может быть испытана на прочность новыми санкциями.

Но, во-первых, основные источники финансирования российской экономики — внутренние.

Во-вторых, финансовая сфера получила национальную систему платежных карт, гарантируя самостоятельность платежной сферы.

В-третьих, региональное сотрудничество со странами, которые не горят желанием присоединяться к санкциям США, динамично развивается.

Мы уже неплохо наладили экономические взаимоотношения со странами Южной Америки и Азии. Сейчас большое внимание уделяется Африке — ведь это континент, который очень интересует всех мировых инвесторов. Здесь и две ключевые нефтедобывающие страны — Алжир и Нигерия.

Благодаря переговорам с представителями этих стран, а также руководителями Саудовской Аравии и Венесуэлы, сделка ОПЕК+ о «заморозке» нефти будет, скорее всего, продлена до марта 2018 года. А баррель Brent уже взял рубеж в 60 долларов.

Но не только нефть важная составляющая сотрудничества с Африкой. Этот континент — один из крупнейших импортеров продуктов питания в мире. И здесь отечественное импортозамещение имеет все шансы не просто обеспечить нам устойчивость даже перед лицом новых санкций, но и наладить взаимовыгодное сотрудничество с африканским рынком.

Как отметил 30 октября глава Минэкономразвития Максим Орешкин, «та макроэкономическая политика, которая последовательно выстраивается последние три года, те структурные реформы, которые были проведены, обладают довольно большим запасом прочности».

А какие реформы?

Бюджет лишь на 39% определяется доходами от нефтегазового сектора, сверстан он с ценой на нефть, которая заметно меньше нынешних значений. Российская экономика стала более диверсифицированной: то же сельское хозяйство дает больше экспортной валютной выручки, чем продукция оборонной промышленности.

Доля топливно-энергетических товаров составляет 65,9%, но это во многом заслуга и роста цен, которые увеличились на треть с начала года. В физических измерителях это направление растет лишь на 3,4%, а больший прирост показывают другие сектора экономики. Удалось стабилизировать рост цен на рекордно невысоком для нашей страны уровне, 3% в годовом выражении.

Ситуация выглядит стабильной. Однако, во многом она определяется той экономической политикой правительства и ЦБ РФ, которая проводится. Если же она по каким-то причинам изменится, то могут «заплясать» и цены, а экономика может оказаться совсем в иных условиях.

Владислав Гинько,

эксперт РАНХиГС при Президенте РФ

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.