Новости экономики и финансов
4876 | 0

Дотянется ли до оффшоров рука Москвы?

Дотянется ли до оффшоров рука Москвы?
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

Скоро российские физические и юрлица, владеющие иностранным бизнесом в офшорах, должны будут платить налоги с прибыли. Это касается всех, кто владеет хотя бы 10% иностранной компании. Эксперты считают, что новый закон в лучшем случае не изменит ситуацию, в худшем - усугубит.  Цель, заявленная авторами законопроекта из Минфина, - вернуть компании под российскую юрисдикцию, вызывает у экономистов разве что скепсис. Хотя бы потому, что запрашивать у иностранных компаний сведения об их собственниках, «дочках» и «внучках» бесполезно - они не обязаны предоставлять России такую информацию.

То есть Минфин, видимо, ожидает, что наши чиновники и бизнесмены, попрятавшие деньги в офшорах, сознаются в этом добровольно, публично покаются и начнут платить налоги здесь. Подтолкнуть их к этому должен так называемый закон о налоговой уголовке, согласно которому Следственный комитет РФ получит право возбуждать уголовные дела за фискальные недоимки в отношении предпринимателей, основываясь только на запросе в налоговые органы. Этот закон в ближайшее время будет представлен в Госдуму и, видимо, принят, так как даже сам президент Путин пообещал главе Федеральной налоговой службы Михаилу Мишустину «просить депутатов, чтобы они его поддержали».

Есть, правда, одно но - Минфин предлагает пошаговое внедрение закона. «Тогда для чего это нужно? - не понимает заместитель министра Минэкономразвития РФ Сергей Беляков. - В офшоры часто идут ради выхода на международные финансовые рынки. Россия же предложить толком ничего не может, вернее, предложить мы можем, но ничего для этого не делаем. Для нас важнее писать программы, отодвигая их исполнение на два года, потом еще на два года, затем снова на два года, но тогда получается, что для нас главное процесс, а не результат, мы хотим просто загрузить работой депутатов Госдумы, и нам не важно, что у нас вся экономика действительно офшорная...»

По мнению Белякова, «при запрете офшоров пострадает только одна страна, и мы знаем, какая, США не пострадают».

Аналитик финансового рынка Александр Разуваев считает, что новые законы по деофшоризации приведут к спаду производства. Он напомнил, что, по данным Центробанка, отток капиталов из России в связи с событиями на Украине только в первом квартале этого года составил 50 млрд долл., по оценке же американских аналитиков - 220 млрд. «Раньше надо объявлять амнистию капиталов, - считает Разуваев. - Теперь в России остался один-единственный серьезный инвестор - государство. У капитала же страх пересилил желание получать прибыль».

В таких условиях обвал руб-ля неизбежен, считает эксперт. Рубль «стоит» только за счет цен на нефть, и все равно его приходится поддерживать. За несколько месяцев с третьего места в мире по золотовалютным резервам Россия спустилась на пятое.

Проблема не в офшорах, говорят эксперты, - офшорные компании есть во всех странах. (В США борьбу с ними объявляли еще 30 лет назад, но потом решили, что, во-первых, бесполезно, а во-вторых, «что хорошо для бизнеса, то хорошо для Америки».) Проблема в том, сколько компаний уходит в офшоры, а сколько остается под российской юрисдикцией.

Оставаться в России желающих все меньше, хотя наши чиновники любят поговорить о том, что российские налоги самые низкие в мире. Так ли?

«Многие наши компании, сменив юрисдикцию с российской на юрисдикцию Великобритании, получают налоговую льготу - на 17 лет они вообще освобождаются от уплаты налогов. У нас же такая традиция - вводить вначале жесткую юрисдикцию, чтобы все компании из России убежали, а потом принимать смягчающие поправки, как было с социальными выплатами», - говорит президент РСПП Александр Шохин.

Минфин, в свою очередь, указывает на то, что «не вводит ничего такого, чего нет на Западе». «Но там высокие налоговые ставки существуют одновременно с дешевыми деньгами, эффективными судами и так далее», - констатирует глава РСПП.

Россия хоть и декларирует свое стремление «вернуть всех и отовсюду», но реальных результатов не заметно. «Похвастаться нечем, - сознается замминистра Сергей Беляков. - Новые налоговые льготы для бизнеса касаются в основном нефтегазового сектора, и это несмотря на разговоры о модернизации экономики. Тогда надо признать, что мы развиваем исключительно сырьевые отрасли, сказать это честно, чтобы бизнес знал, у кого в России какие перспективы».

По словам Белякова, сегодня налоговая политика в РФ сводится к тому, чтобы компенсировать издержки крупного бизнеса за счет малого и среднего. «Капиталы не человек, которого можно под замок посадить. Они могут спокойно взять и уйти», - говорит замминистра.

Уже уходят. И возвращаться не собираются даже под страхом уголовного преследования.

А. С.

Карикатура А. Хорошевский

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.