Руководство Евросоюза на полгода продлило экономические санкции в отношении России. В ответ Владимир Путин подписал указ о продлении продуктового эмбарго на основные виды пищевой продукции, поставляемые странами Запада.
В тексте указа сказано, что делается это «в целях обеспечения безопасности Российской Федерации». «Безопасная» жизнь граждан РФ без поставок импортной еды длится около года, чиновники все уши нам прожужжали о преимуществах импортозамещения. Возможно, они и существуют, эти самые преимущества, но пока лишь в теории. На практике же выясняется, что заменить отсутствующий импорт оте-чественным производителям зачастую попросту нечем. Российская экономика изначально была сориентирована на экспорт сырья и импорт всего остального. За четверть века, прошедшие после развала СССР, мы, похоже, разучились заниматься производством, и не видно, чтобы горели желанием вспоминать забытое.
К примеру, за пять месяцев текущего года у нас почти наполовину сократился импорт рыбы. При этом рост собственного производства оказался незначительным, менее чем 6%. Он не смог компенсировать потери рынка от продуктового эмбарго. В результате рыба за последний год в магазинах подорожала более чем на треть.
Что же мешает наладить добычу и переработку рыбы в достаточных количествах? Нам объясняют, что российский рыбопромысловый флот находится далеко не в лучшем состоянии, причем дело не столько в судах, сколько в их «начинке» - соответствующем оборудовании, например морозильных камерах. Из воздуха или воды они не материализуются. Необходимы инвестиции. Если с частными облом, значит, должно «подсуетиться» государство. Но оно, похоже, не особо торопится с вложениями.
В то время как импорт рыбы падает, экспорт остается на прошлогоднем уровне. Как продавали наши рыбаки улов зарубежным компаниям прямо в море, так и продолжают. Те нашу рыбешку обрабатывают, фасуют и втридорога нам же потом ее перепродают. Куда смотрит Росрыболовство? Почему не стимулирует отечественных рыбаков везти улов в родные порты? Могло бы, скажем, рыбопромышленникам-патриотам предоставлять больше квот на «биологические ресурсы моря». Могло бы, но не делает. «Об импортозамещении в нашей отрасли, на что надеялось правительство, говорить не приходится, - констатирует исполнительный директор Рыбного союза Сергей Гудков. - Наоборот, в Мурманске и Калининграде из-за нехватки сырья закрылось несколько крупных предприятий по переработке. В целом компаниям не хватает оборотных средств, не говоря уж об инвестициях».
Впрочем, рыбный импорт на прилавках российских магазинов пропал не совсем, но он теперь в основном китайский или вьетнамский, нередко весьма сомнительного качества. Как выражаются наши рыбаки, это рыба, выращенная «в болоте». Почему же ее оттуда везут? Объяснение простое: выгодно. Если рыбу доставляют из-за рубежа, ее никто не проверяет, российскую же, по словам рыбаков, «трясут» чуть ли не на границе каждого региона.
Может, выходом стало бы искусственное выращивание рыбы, так называемая аквакультура? Увы, в России ее производство составляет всего 0,2% от мирового рынка и не более 4% от добытых нашими рыбаками водных биоресурсов. Конечно, этого мало.
Территорию страны, как известно, омывают 13 морей. Их богатства принадлежат народу, нам с вами. А раз так, мы вправе требовать от властей разработки эффективной государственной политики по использованию морских биоресурсов: создания современной добывающей, перерабатывающей инфраструктуры, продуманной логистики. Российским рыбакам должно наконец стать выгоднее продавать свою продукцию дома, чем гнать ее на экспорт.
Максим Грегоров
Карикатура А. Хорошевского