Власть и ее партия «Единая Россия» рискуют потерять на приближающихся парламентских выборах голоса самой устойчивой и многочисленной группы избирателей - пенсионеров. Произойти это может, если не состоится обещанная правительством с 1 сентября вторая индексация пенсий.
Премьер Дмитрий Медведев, он же глава «Единой России», недавно поручил Минтруду найти резервы для индексаций пенсий в размере 8,56% с 1 сентября. Цена вопроса - 137 млрд рублей. Чиновники объясняют, что найти эти деньги будет непросто. В правительстве обсуждают вариант замены индексации на разовую выплату пенсионерам. Считается, что эта схема менее накладна для финансов страны, выплату произведут напрямую из бюджета, а не трансфертом через Пенсионный фонд. Пенсионерам, в общем-то, все равно, откуда для них добудут деньги, главное, чтобы заплатили.
Сегодня российские пенсионеры в среднем получают 12,4 тыс. рублей, будут - чуть более 13 тыс. Было бы из-за чего огород городить! Так рассуждать могут те, у кого тугая мошна, но не нищие пенсионеры. При непрерывно растущих ценах на продукты, лекарства, услуги ЖКХ каждый дополнительный рубль - милый друг.
При этом не совсем понятно, в чем, собственно, проблема? 137 млрд рублей в масштабах страны - сумма невеликая. Чтобы добыть их, жилы рвать не надо. Деньги эти на самом деле есть. Где? Да все в том же бюджете. Их просто надо эффективнее тратить.
Об этом регулярно напоминает глава Счетной палаты (СП) РФ Татьяна Голикова. По ее подсчетам, в прошлом году как минимум 500 млрд рублей были буквально закопаны в землю - строительство тысяч объектов начали, но так и не закончили. Как известно, бюджетные средства выделяются на какую-то конкретную цель. Это может быть стройка, закупка оборудования и т.д. В установленные сроки ничего не происходит. Бюджет по идее должен получить деньги обратно, однако, как правило, не получает.
Компании оставляют их на счетах, переводят на депозиты. Банк выплачивает проценты, компании за счет прокрутки государственных денег обогащаются. Татьяна Голикова привела такой пример: в строительство Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей государство вложило 50 млрд рублей. Использовали из них лишь 7,4%. Неиспользованные средства лежат на депозите в банке. Доходы от размещения направляются на текущее содержание ОАО «РЖД». И этот пример типичен.
Или еще: возьмем непрерывный рост зарплат и премий руководителей госкомпаний и федеральных чиновников. Этим баловням фортуны никакой кризис нипочем.
По данным Росстата, средняя зарплата федеральных госслужащих по итогам первого полугодия 2016 г. составила 99,9 тыс. рублей (втрое больше, чем средняя по стране), что на 3,5% больше, чем за аналогичный период прошлого года. На зарплаты и без того далеко не нищих чиновников денег у государства хватает, а на пенсии оно наскрести по сусекам никак не может.
Татьяна Голикова считает: если использовать бюджетные деньги не так, как сегодня, а по-настоящему эффективно, можно было бы сэкономить не менее 1 трлн рублей. Однако власть то ли не может этим заняться, то ли не хочет. Перспектива потерять голоса пенсионеров на сентябрьских выборах ее, видать, не особо тревожит. Может, напрасно?
Максим Грегоров
Карикатура А. Хорошевского