В ближайшее время, грозятся отдельные эксперты, обанкротятся до 70 процентов предприятий малого и среднего бизнеса.
К счастью, не все специалисты разделяют это мнение. Они согласны: ситуация тревожная, но не такая страшная - как в анекдоте про публичный дом: конечно, ужас, но не ужас-ужас...
Владислав ИНОЗЕМЦЕВ,
доктор экономических наук:
- Сегодняшние мрачные прогнозы могут оправдаться в случае ввода жестких ограничительных мер, таких как пропускная система.
Сейчас трудно оценить, сколько компаний закрылось окончательно, так как действовал мораторий на банкротство. Ясно одно: подушка безопасности у большинства малых и половины средних предприятий исчерпана.
Но если ограничения коснутся только работы на удаленке от 30 до 50 процентов сотрудников, не станут вводиться пропуска, а предприятия общепита, торговли пусть и с ограничениями, но останутся работать, то предприниматели хоть и станут беднее, лишатся примерно 50 процентов выручки, сожмутся, но останутся на плаву.
Руслан ГРИНБЕРГ,
член-корреспондент РАН, научный руководитель Института экономики РАН:
- Честно говоря, меня пессимистичный прогноз не пугает. Потому что за 28 лет рыночной трансформации в России малый бизнес не смог сложиться должным образом. Большой бизнес в России - крупные предприятия - не дает заказы малому и среднему, которые за счет конкуренции получили бы возможность развиваться. Так что все разговоры о крушении малого и среднего бизнеса я считаю досужими. Потому что доля этого бизнеса в экономике очень мала.
Дмитрий СОРОКИН,
член-корреспондент РАН, руководитель департамента экономической теории
Финансового университета при правительстве РФ, вице-президент Вольного экономического общества России:
- У меня не столь катастрофические представления о нашей экономике. Более того, думаю, уже в 2021 г., если, конечно, не произойдет ничего чрезвычайного, экономика покажет рост. Даже если цены на нефть в будущем году упадут больше, чем прогнозируют правительственные эксперты, у нас в «кубышке» достаточно средств для поддержания экономики и жизненного уровня большинства населения на нынешнем уровне.
Другой вопрос, чтобы этот оптимизм распространялся на более длительный период, необходима существенная корректировка нашей экономической политики.
Что касается малых и средних предприятий, то они занимают в общем сегменте реальной экономики не столь большое место, чтобы делать из их закрытия трагедию. К тому же у государства достаточно средств и рычагов, чтобы не допустить массовых банкротств и существенного роста безработицы: можно помочь льготными ссудами, отсрочкой обязательных платежей и т. п.
Конечно, кто-то закроется, потому что есть правила конкуренции, есть объективное падение спроса на то, что производят или продают эти предприятия. Но, по-моему, главное - это повысить покупательную способность населения. С 2013 г. у нас падают реально располагаемые денежные доходы населения и, соответственно, розничный товарооборот. А ведь доходы населения у нас и так небольшие, более13 процентов населения получают доходы ниже величины прожиточного минимума.
Подготовил
Андрей Князев
Фото: AdobeStock