Цугцванг — это такая позиция в шахматной партии, когда любой ход ведет к поражению. Именно в таком положении оказался Центробанк, сохранив ключевую ставку на уровне 21% годовых.
Возможно, директора предприятий и прочего реального сектора по этому поводу поспешили откупорить не одну бутылку шампанского. Больше года они безуспешно бились в глухую стену, возведенную в виде злополучной ставки Э. Набиуллиной и ее подельниками, и вот вдруг мелькнула тень надежды. Ну-ну!
По словам аналитиков, решение ЦБ объясняется замедлением, или охлаждением, экономики, чего так маниакально добивался финансовый регулятор. Была нарисована бредовая схема: дескать, ужесточение ДКП нужно, поскольку у промпредприятий дефицит мощностей, при этом резко вырос спрос - население кинулось скупать все, что лежит в магазинах, производства не поспевают за спросом...
Товаров становится меньше, а денег у людей все больше - типичная причина раскрутки инфляции, мамой клялись ВИП-менеджеры Центробанка. Начитались учебников для средней школы. Чего было больше в этих речах - безграмотных заблуждений или откровенного вранья, - стоит разобраться прокурорам. Очевидно лишь, что игра с ключевой ставкой нанесла реальный ущерб и производству, и инвестициям.
Как следует из оценок Института ВЭБ, чтобы снизить инфляцию до целевого значения (таргета) в 4%, ключевую ставку с учетом ее слабого воздействия на цены нужно было довести чуть ли не до 52% годовых. ЦБ не рискнул сделать это - выглядело бы откровенным вредительством, достойным традиций советского правосудия 30-х годов. И благо уже в том, что на сегодня не вся экономика подвластна болезненным фантазиям ЦБ.
Как ни странно, решение ЦБ от 20 декабря даже удивило экономистов. «Инфляция вроде бы никуда не делась, - говорит ведущий научный сотрудник Института экономики РАН Игорь Николаев. - В середине декабря она превысила 9,5%. У нас единый коммунальный тариф
с 1 июля вырастет на 11,9%, это более чем на два процентных пункта выше, чем была индексация коммуналки в 2024 году. Нам еще больше будут поднимать коммуналку, а мы помним, что всплеск инфляции начался с 1 июля. Получается, что и монетарные, и немонетарные факторы никак не говорят о том, что у нас дезинфляционные процессы».
То есть в ЦБ якобы приостановили «отчаянную борьбу» с ростом цен, и что дальше? Ждать, что все само рассосется? Как считает И. Николаев, дальше повышать ставку будет сложнее, чем сейчас, после того как дали слабину. Вернуться к такому «повышательному» тренду в условиях, когда инфляция будет расти, сложнее. Появится аргумент: вы же в декабре не повысили, чего вдруг? То есть возникла та самая ситуация шахматного цугцванга, когда на доске нет полезных ходов и каждый следующий ведет к неминуемому проигрышу. Доигрались!
Лаврентий Павлов