
Таксидермист Корсаков: трофеи чужие - работа наша!
Не стало в 1917-м господ - начал угасать и древний промысел. А с начала 90-х охота (наряду с теннисом, горными лыжами и гольфом) вновь стала модной среди новых русских. Господские забавы охотно переняли те, чьи прадеды служили половыми у заводчиков, купцов и дворян. Появились серьезные трофеи - понадобились и мастера, умеющие превратить добычу в художественное произведение. Не меньше. Начала возрождаться забытая профессия. Правда, называться стала по-иному, на современный лад - таксидермист.
ХУДОЖНИКИ С ВЫСШИМ БИОЛОГИЧЕСКИМ
Первая мастерская художников-таксидермистов появилась в столице в середине 90-х как подразделение Военно-охотничьего общества центральных органов Министерства обороны. Возглавил ее потомственный биолог Александр Корсаков.
Открываю дверь неказистого двухэтажного здания в Ботаническом саду МГУ и попадаю в густонаселенное царство пернатых и клыкастых. Токует, распустив веером пестрый хвост, глухарь-красавец, летит селезень - шея и грудь сверкают перламутром, сладкая парочка фазанов милуется в сторонке. Гусь лапчатый - большой, с грозным длинным клювом - изготовился к бою. А в глубине просторной комнаты собрались звери покрупнее: медведи, кабаны, олени да волки.
- Видите, каждый - в движении. Чучела, а как живые. Чтобы создать такую иллюзию, требуется очень высокое искусство. Я рад, что наши художники им владеют, - говорит Александр Георгиевич.

Мастеров трое. Каждый с высшим биологическим образованием! Умения рисовать мало, нужны глубокие знания о физиологических особенностях «натурщиков», об их повадках. А еще требуется тонкое эстетическое чутье, так как секретам старинной профессии нигде не учат. Все только на практике, в мастерской. Правда, в советское время был знаменит Владимир Николаевич Щербаков, чучельник от Бога. Он и сберег многие таинства российских чучельников.
ТАЙНУ МАСТЕР УНЕС В МОГИЛУ
- Охотники приносят к нам сырые шкуры добытых ими животных. Их надо освободить от слоя сала, очистить, а затем выдержать в специальном химическом растворе. Потом «постирать», высушить, - рассказывает Корсаков.
После этого приходит черед натянуть шкуру на форму. Ее чаще всего изготовляют собственноручно. В старину чучела наполняли паклей или ватой, а нынче - пенопластом. У косолапого, оленя или кабана мастера таксидермии подгоняют волосок к волоску, а у птиц - перышко к перышку. Наконец настает час воссоздать зверю или птице глаза. Тут уж требуется вдохновение. Посетит оно художника - заказчик будет в восторге. Нет - на нет и суда нет.
«Глаза» Александр Корсаков покупает в США: в России их не изготовляют. При советской власти, правда, такие умельцы были - из тех, что производили для женщин горжетки. Были да сплыли.
- Последний из могикан умер в 1989 году, - вздыхает собеседник. - Старик демонстрировал мне свое редкостное умение. Сначала он, стеклодув, «рисовал» черный зрачок, а потом обволакивал его белым слоем. Многие пробовали повторить - не получается: наплывы стекла лопались. Не один я уговаривал его передать свои колдовские способности молодым. Но он объяснял: «Научить человека чувствовать стекло невозможно. Это у избранных - от рождения. В генах, в крови». А по-моему, дед хотел унести с собой в могилу свои тайны.

ОХОТА НА БЕЛУЮ ВОРОНУ
Идем по студии. Один из художников обрабатывает шкуру гепарда, другой - огромного быка. Трофеи из Африки: у богатых и статусных наших соотечественников считается особым шиком поохотиться именно там. А в уголке вижу... стаю белых ворон. Неужели и этих плутовок кто-то пожелал увековечить? Оказывается, это манки. Их покупают перед тем, как отправиться с ружьем и лицензией на природу.
Тропу в студию Корсакова проторило много знаменитых людей - заядлых, добычливых охотников. Их имена здесь не афишируют. Трофеи развешивают в квартирах, дачных хоромах и специальных охотничьих домиках. Кстати, Александр Георгиевич бывал в них. Описывает: просторные, сплошь увешанные и заставленные чучелами птиц и животных. Это теперь самое престижное украшение для загородных резиденций. Так что мужики нынче не миллионами меряются, а чучелами подстреленных гепардов и быков. Водят гостей на экскурсии по собственным апартаментам.
Таксидермисты исполняют все прихоти заказчиков. Недавно один из них увез на Рублевку чучело вепря на колесах. При новой встрече с Корсаковым охотник с ухмылкой поведал:
- Сидят мои дорогие гости в охотничьем доме у камина. Заскучали, вижу. Ни коньяк французский, ни вареники с зайчатиной не радуют. Тут я, как и задумывал, устроил для них экстрим. Потянул за шнур, прикрепленный между колес под чучелом, и в залу ворвался зверюга-вепрь с раскрытой пастью, злобно сверкающий глазищами. То-то был переполох! - гогочет шутник.
МУРОК ХОРОНИТЬ, ЧТОБЫ ДУШУ НЕ БЕРЕДИТЬ
Часто в студию обращаются и владельцы павших домашних животных. Хотят сохранить лик любимых питомцев. Один москвич, оплакивая гибель ротвейлера, принес кипу медалей рекордиста, предложил большие деньги за чучело. А услышал твердое «Нет!». Подумал, что мастера не устроила цена, начал ее повышать. Но тут посетителю и сообщили о неписаном законе истинного таксидермиста - домашних любимцев в работу не брать. Хозяева должны их хоронить, дабы образ ушедшего «члена семьи» не бередил душу.
- К тому же ни один художник не в состоянии с помощью стеклянных глаз передать теплый, живой взгляд той же Мурки, - говорит Корсаков.
Заказы идут волнами: открылся сезон весенней или зимней охоты - засучивай, мастер, рукава. Настало лето - отдыхай. Кстати, среди самих художников охотников нет. Это претит их эстетическому чувству.
Юрий Махрин, фото автора
"Мир новостей"