Статьи газеты «Мир новостей»
1949 | 0

Мост от лукавого

Мост от лукавого
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН
Мост от лукавого

Волгоград без всякой иронии можно назвать городом чудес. Всенародным голосованием Мамаев курган был включен в список семи чудес России. В номинацию чуть не попала и Волжская ГЭС - крупнейшее гидротехническое сооружение в Европе. А недавно здесь появилось еще одно чудо - танцующий мост. Объединяет их не только география. Выделяемые на них астрономические суммы чудесным образом исчезают...

НУ КРАСАВЦЫ!

- Всемирно известный Волгоградский мост является ключевым элементом Волжского транспортного узла. В интернете его любовно прозвали «танцующим», - звонким голоском рассказывает тоненькая девочка-экскурсовод на центральной набережной имени 62-й Армии. Группка подростков, примостившаяся по соседству на бордюре с пивом, ржет. Розовощекие иностранные пенсионеры-туристы продолжают увлеченно фотографироваться, то ли не поняв иронии в синхронном переводе, то ли ничего не слышали о нем в принципе.

На самом деле вид с набережной открывается роскошный: Волга в нежной июньской зелени и стрелой уходящий вдаль огромный мост.

Говорят, до прошлой весны волгоградский губернатор Николай Максюта часто повторял слово «красавец!». И все понимали, что это мост. Потом «красавец» затанцевал. В интернет попало видео, как гигантское сооружение раскачивается. И теперь про мост в основном рапортует прокуратура. После того как танцы «красавца» оскорбили президента Медведева, правоохранители роют день и ночь. В области это стало своего рода объектом соцсоревнования - кто первый в очередной раз плюнет в сторону моста. Вот и сейчас, буквально накануне выхода материала, пришло новое сообщение. При открытии моста вокруг съездов с него насадили елок. Через год они засохли. Бдительная прокуратура оказалась на посту и немедленно отрапортовала: елки посадили без корней. Выяснилось, плохие фермеры украли почти пять миллионов рублей.

- А что, раньше про это не знали? - пожимает плечами мой собеседник адвокат Андрей Крючков. - Сколько этот мост строили, столько и воровали. А строили его, между прочим, 13 лет и еще столько же будут возиться. Это ведь только первая очередь всей переправы.

Строительство моста начали в 1996 году. Проектировать - еще в 80-х годах прошлого века. Нужно понимать, что собственно сам мост - это только часть огромного проекта. В него должны войти несколько крупных дорожных развязок, еще один мост через речку Ахтуба, пешеходные тоннели, гидротехнические и очистные сооружения. В 1995 году строительство всего комплекса оценивалось в 60 млн долларов. Сегодня же только первая очередь, включающая в себя злополучный мост, обошлась почти в 400 млн! Всего сегодня область просит у государства на достройку переправы более 1,5 млрд долларов!

- Откуда такие цифры?! Это же бюджет всего региона? - задается вопросом Крючков.

В ПУТЬ БЕЗ ПУТИНА

Первые годы строительство моста шло ни шатко ни валко. Предполагалось, что финансирование будет осуществляться 50 на 50 из федеральных и областных бюджетов. Но в области денег не было, а федеральное финансирование в полном объеме не осуществлялось. Но уже тогда вокруг строительства возникали скандалы. Никто не помнит тех времен, но первое нецелевое использование средств Счетная палата России установила еще в 1998 году. Никаких мер тогда принято не было. При этом мост области нужен как воздух. До 2009 года единственная в регионе переправа через Волгу действовала по плотине Волжской ГЭС, расположенной в 20 километрах от города. Она уже к середине 90-х полностью исчерпала свой ресурс. И, кроме того, требовала срочного капремонта. Местным дачникам, чтобы попасть на свои участки, иногда приходилось делать крюк в полсотни километров да еще стоять в пробках.

Поэтому, когда в Волгоград приехал Путин и пообещал городу мост, все восприняли это на ура. С 2004 года началось возведение моста ударными темпами. Денег не жалели - смета за время возведения выросла почти в пять раз.

- Первые скандалы начались еще в 2005 году, - рассказывает Андрей Владимирович. - Чтобы расчистить место под мостовые съезды, нужно было снести около ста домовладений. Власти области зачем-то наняли три коммерческие фирмы, которые должны были готовить списки выселяемых и подбирать им жилье. В итоге домовладения начали пухнуть на глазах. Когда посчитали выплаченные компенсации, то получилось, что они в шесть раз превышают объемы снесенных домовладений. Доходило до смешного: в зоне сноса начали строить потемкинские деревни - муляжи жилых домов, прописывать в них людей и получать квартиры.

- Только по официальным данным, 144 человека получили незаконно компенсации за якобы снесенное жилье, причем средняя компенсация в одни руки была 3,5 млн рублей. Для Волгограда в 2005 году это колоссальная цифра, - утверждает Крючков. - По моим же данным, область и город незаконно выделили или купили под эти цели около трехсот квартир. Причем среди получивших - главным образом родственники городских и областных чиновников, депутаты областного и городского собраний.

Крючков показывает мне исковое заявление 2006 года, когда он защищал права жителей хутора Бобры, попавших в зону отселения.

- Мы уже тогда писали про эти факты, когда распил шел полным ходом. Причем маршрут строительства был выбран самый дорогой, буквально по жилым участкам и огородам. Но нас, что называется, в упор не замечали.

Итог по снесенным земле-владениям выглядит так. Всего на переселение официально 102 домовладений было потрачено 1,2 млрд рублей. Из них 902 миллиона - налево!

МЕККА САМОУБИЙЦ

Со стройкой тоже не все ладно. Несколько человек погибли при возведении опор. После открытия мост немедленно облюбовали суицидники - сейчас только официально «красавцу» приписано около десяти трупов, выловленных из Волги. По этому поводу даже областной отдел соцобеспечения вынужден был сделать специальное заявление.

Но самое главное, «нехороший» мост никак не хотел открываться. Торжество было запланировано на декабрь 2008-го, потом перенесено на весну, затем последовательно на август, сентябрь, и в конце концов с большой помпой его открыли в октябре. Злые языки утверждают, что губернатор Николай Максюта тщетно зазывал на разрезание ленточки Владимира Владимировича. Но так и не дождавшись, открыл «красавца» лично. Кстати говоря, это очень хорошо, что Путин не приехал.

- Представляешь, что было бы, если бы ВВП открыл мост, а он потом затанцевал, - говорит мне Сергей Каркачев, бывший сотрудник волгоградской мэрии. Мы выпиваем с ним в ресторане «Гипопо», который расположен на проспекте Героев Сталинграда. - Нет, что ни говори, а Путин все-таки у нас мудрый человек - знает, что открывать...

При этом чертовщина, по словам Каркачева, заключалась в том, что официально не принятый мост вполне активно эксплуатировался почти год.

- Платишь на въезде 200 рублей - и кати на другой берег себе на здоровье. Это делали, повторюсь, открыто. И знаешь, все молчали, потому что лучше так ездить, чем совсем никак. Людей возмущало только то, что 200 рублей слишком дорого. Пропускная способность моста - около 40 тысяч машин в сутки, ездили там люди в этот период немало. Так что кто-то очень неплохо на этом нажился.

ВЫДАВЛИВАЮТ «СОК»

В Волгограде считают, что вся возня вокруг «танцующего моста» связана с разборками внутри власти. В свое время главным подрядчиком строительства стала организация «Волгомост». В начале 2000-х считалось, что она находится под контролем группы «СОК» («Самарские объединенные капиталы»). Еще несколько лет назад в поволжском регионе это была, пожалуй, самая сильная региональная группа.

Сегодня практически все руководство «СОКа» объявлено в федеральный розыск. В том числе и основной владелец Юрий Качмазов. По мнению моего собеседника, все, что происходит сегодня вокруг «танцующего моста», - это попытка выдавить структуры «СОКа» из области.

- Строительство второй очереди переправы оценивается почти в 30 млрд рублей. И это деньги федерального бюджета, а главным подрядчиком вновь выбран «Волгомост», - говорит Сергей. - Во-первых, это действительно странно. Вроде как мост танцует, а строителя выбирают того же. А во-вторых, местные увидели в этом возможность вернуть контроль над этими финансовыми потоками. Сейчас «СОК» выдавливают отовсюду. Вот и наши роют изо всех сил. Но проблема в том, что особо придраться не к чему. Все нарушения, которые нашли, касаются именно финансов, а это все в основном дело как раз местных властей.

После того как мост затанцевал 20 мая 2010 года, его срочно закрыли, созвали экспертов. Они уже к 25 мая вынесли вердикт: мост вступил в «ветровой резонанс». И его снова открыли.

- Уже смешно, - говорит Сергей. - За пять дней экспертизу такого гигантского сооружения нельзя сделать. В «резонанс с ветром» балочный мост нигде в мире не вступал. То есть это как минимум уникальное явление, которое надо тщательно исследовать. И тогда машины пускать туда ни в коем случае нельзя.

По мнению моего собеседника, все гораздо серьезнее, чем нам пытаются представить. Мост раскачало до амплитуды в 40 см при ветре 16 метров в секунду.

- Мост стоял почти год, за это время подобный шквальный ветер отмечался несколько раз. Почему он тогда не раскачивался? - удивляется Сергей.

Но это только одна загадка. По данным ученых, в этом районе раз в пять лет отмечается скорость ветра свыше 33 метров в секунду.

- Если он раскачивается при 16 метрах в секунду, то что будет при 33? - задается вопросом мой собеседник. - Сегодня нас пытаются убедить, что при строительстве моста использовались более легкие современные материалы и технологии, поэтому, мол, его и раскачало. Кстати, ты знаешь, что сметная стоимость материалов при строительстве этого моста меньше миллиарда рублей, все остальное, получается, работа. Это нормально при общем бюджете 13 миллиардов? При том, что строили его в основном гастарбайтеры. Полная ерунда, какие такие новые технологии, если мост спроектирован в 80-е? То есть я веду к тому, что либо от нас что-то скрывают, либо это все грандиозная мистификация...

Марат Хайруллин
"Мир новостей"


Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.