В киноцентре «Эльдар» 15 октября в 19-00 пройдет моно-спектакль «Грешный ангел экрана», или необычайные похождения немой звезды в Москве.
Драматург и режиссер Дмитрий Минченок расскажет удивительную историю Марлен Дитрих, заскочившей в 1964 году "на секундочку" в Москву.
В 1964 году Марлен дала единственный концерт в театре Эстрады. Спустя 40 лет Марлен снова появилась на сцене театра, которым руководит Геннадий Хазанов в премьере спектакля драматурга Дмитрия Минченка «Прощай Марлен Здравствуй».
Дан последний звонок. Служители закрывают вход в партер. Атмосфера наэлектризована до предела. Гаснет свет. Ползет вверх занавес. На сцену выходит человек. Это дирижер -- Берт Бакарак. Он делает знак оркестру, собирая вокруг себя тишину... Зал затихает в ожидании... Еле уловимый взмах рукой... оркестр исполняет увертюру... Секундная пауза. Мрак. Яркая вспышка... В плену луча -- женщина... Световой круг сопровождает ее на середину сцены... В нем сверкает и переливается каждый дюйм ее платья с хрустальными подвесками... По залу проносится шепот... кажется, что под драгоценными камнями ничего нет... "Да она голая!" -- восклицает чей-то женский голос. Зал словно загипнотизированный всматривается в диву. Кто кричал? В первом ряду, почти в центре, сидит Фурцева в роскошном костюме. Может быть, она? "Голая..." Марлен придумала этот цирковой фокус -- надевать под платье-сеточку тюнику телесного цвета -- в 1935 году, чтобы шокировать публику! В Совке она этого добилась! Фурцева была потрясена! ***
В тот вечер многим советским зрителям не достались билеты. Сердобольный директор театра Мясоедов Николай Михайлович распорядился пускать всех безбилетных знаменитостей... в оркестровую яму. Там они и стояли -- человек сто, не меньше -- плечом к плечу, даже не видя, а только слыша "немецкую антифашистку", которая приехала в СССР "послом доброй воли", как писали тогда в "Правде". "Допущенный к телу" Дитрих рабочий сцены Юлий Иванович Кралин рассказывал мне -- все время боясь, что что-то напутает, -- как ненароком заглянул в оркестровую яму и испугался -- нет, не трупов -- толпы звезд, среди них молодая Зыкина, они стояли, сбившись в кучку, а истерический возглас: "Голая!" -- привел всю эту людскую массу в состояние брожения, превратил в тесто, поднимающееся на дрожжах любопытства. Знаменитые мужчины и женщины вытягивали шеи, мечтая увидеть настоящий "антифашистский стриптиз".
Не увидели! Обломались!
Единственный концерт 64 года стал источником многих легенд.
Первая. Похищение любовника Дитрих – Берта Бакарака, дирижера ее оркестра, композитора.
Второе – ее роман с бывшим русским солдатом, который считали красивой легендой, придуманной Марлен.
Марлен и русские - сенсационная часть спектакля в киноцентре Эльдара Рязанова. Рассказчику и автору этой истории драматургу Минченку удалось обнаружить реального русского солдата, снявшегося с Марлен на знаменитом фотоснимке. Простой русский сержант, с которым звезда познакомились в 1945 году под Берлином. Свидетельством той встречи стали фотографии, находящиеся в архиве семьи «счастливца». После войны он работал художником в журнале «Крокодил». Никому не рассказывал о своем фантастической встрече. Последний раз он видел Марлен во время ее единственного приезда в Москву. Перед смертью он рассказал обо всем своим родным, которые рассказали эту историю Дмитрию Минченку. Этот солдат – не единственный русский, которому довелось встречаться с Марлен.
Спектакль Минченка затронет уникальные воспоминания Михаила Козакова о встречах со звездой во время банкета, устроенного американским атташе по культуре после концерта в «Метрополе» в Москве. Молодой Михаил Казаков был тогда звездой № 1 в России. Он уже снялся у Михаила Ромма, про него писали в газетах. Любое общество, где он появлялся, было им счастливо. Он явился в галстуке ярко желтого цвета! Американский атташе долго тряс его руку. Женщины стреляли глазами.
Марлен немного запаздывала! Гости: американцы и русские уже томились, а звезда все не восходила. И вдруг кто-то шепнул, что Дитрих у Фурцевой – тогдашнего знаменитого министра культуры, и они беседуют – две грандиозные женщины. Все сразу понимающе закивали: о том, как беседует Фурцева - ходили легенды.
И все снова начали томиться, как огурцы в рассоле. Спустя час дверь распахнулась и повеяло ветерком, все вскинули головы и… замерли. На пороге стояла – ОНА! 60-летняя звезда была в короткой юбке, которую «венчал» безупречный бюст и копна волос, словно копия «Седьмого вала» Айвазовского. Все замолчали. Как хищники, ждали, что будет дальше. Марлен окинула всех своим знаменитым взглядом из под век, который гипнотизировал, безошибочно сканируя, кто есть кто? Атташе по культуре шепнул, так чтобы слышали только за столом: «Сейчас выберет главного». Марлен вошла. Она шла к длинному столу, за которым все сидели, и никак не могла дойти. Секунды превращались в минуты. Кажется, она не шла, а плыла, останавливая время. Она выбирала. Наконец, она села. Ее стул оказался рядом с Казаковым!
Главный герой, альфа-молодец, был вычислен!
Марлен повернулась к молодому мужчине и спросила: «А русские едят только икру, или иногда бывают исключения?» Казаков ни секунды не задумываясь, воскликнул: «Только когда не пьем водку».
- Тогда мне плесните.
И он посмотрела ему прямо в глаза. И он второй раз за вечер, почувствовал, что не может говорить.
На него смотрела вечность. Под маской шестидесятилетней женщины. И с этим ничего нельзя было поделать. Морщины, подглазины, шея…
Марлен словно услышала, о чем думает молодой актер и вздрогнула. Засмеялась, прикуривая сигарету. И тут произошло чудо. Ее лицо начало меняться. Как в компьютерной графике: 60, 58, 55, 51, 49, - она на глазах молодела. Она все время пребывала в движении, ни на секунду не давая себя разглядеть.
Кожа ее натягивается. Обратный счет увеличивается. 47, 45, 43, 40. - Лицо УЛЫБАЕТСЯ. Теперь она выглядит как тогда, когда ее впервые увидел Штернберг в фильме Голубой Ангел.
Это аттракцион.
Марлен изумленно вскидывает ресницы, спрашивая молча: Что такое? Потом приподнимается, и кланяется всем присутствующим – как бы здороваясь. Зал разражается аплодисментами. Она - Богиня. А разговор продолжается. Марлен интересуется у Казакова, какие спектакли идут в Москве, какие приемы используют режиссеры во время съемок, что представлял из себя Эйзенштейн… Казаков отвечает, и вдруг Марлен замирает. Что-то произнесенное Казаковым про 30 годы цепляет ее память, и она спотыкается в своем путешествии по прошлому, и замирает. И тут происходит невероятное: время, которое она усмирила, вдруг начинает опять проявляться на ее лице: 37, 39, 43, 47, 56, 60.
Стоп. Но Марлен уже не сопротивляется.
Она вспомнила, чем заканчивается жизнь, и ей уже ничего не страшно.
Это и есть спектакль Дмитрия Минченка.
Дополняют его выступления грандиозного саксофона Никиты Агафонова, который играет Берта Бакарака. А все в целом – это снова - машина время и попытка перенести зрителя в 64 год, когда Марлен впервые появилась в России, поцеловала руку Паустовскому, оставила легенду и потеряла своего гражданского мужа.
Начало спектакля 15 октября, в 19-00.
Цена билетов 500 рублей.
Киноцентр Эльдар. Ленинский проспект 110.