22 ноября 2021 в 16:54

Как мухи спасли диабетиков

100 лет назад, в конце 1921 года, канадские ученые выделили инсулин лабораторным путем. А уже в январе 1922-го они со второй попытки успешно ввели его подростку с диабетом.

Его имя Леонард Томпсон, и оно осталось в истории. А уже осенью 1923-го за это открытие дали Нобелевскую премию.

До открытия способа получения инсулина больные диабетом мерли как мухи. Чтобы прожить с этим диагнозом хотя бы несколько лет, нужно было морить себя голодом. Таков был единственный метод лечения диабета 1-го типа. Только представьте, 14-летний Леонард Томпсон, получивший инсулин первым, весил меньше 30 кг, ведь он был вынужден есть очень мало - диабет у него был крайне тяжелым. Введение инсулина помогло ему прожить еще 13 лет, а умер он от пневмонии в 27.

Леонард Томпсон, первый пациент, получивший инсулин

 

Но некоторым первым пациентам на инсулине повезло больше. Рекорд поставила Элизабет Хьюгс, умершая в почтенном возрасте 73 лет в 1981 году. Она прожила на инсулине 58 лет. При этом Элизабет вышла замуж, родила трех детей, была общественной активисткой и не афишировала свою болезнь.

ПРЕДЫСТОРИЯ ИНСУЛИНА

Первым связь сахарного диабета и поджелудочной железы доказал Оскар Минковский. Он родился в России, но работал в Германии. Открытие произошло в 1889 году случайно. Удаляя собакам поджелудочную железу, он заметил, что на мочу животных слетаются мухи: их привлекал ее сладкий вкус. Это говорило о том, что у собак развивался диабет.

Следующий решающий шаг сделал через год Леонид Соболев в Санкт-Петербурге. Он доказал, что развитие диабета связано не просто с железой, а только с входящими в ее состав островками Лангерганса - именно в них образуется инсулин. А остальная часть железы вырабатывает пищеварительные ферменты.

Похоже, именно от этого открытия отталкивался канадец Фредерик Бантинг, первым выделивший инсулин. Правда, он ни разу не упомянул в своих статьях нашего ученого. Но, скорее всего, был знаком с его работами: они были опубликованы в ведущем научном журнале того времени - «Архиве Вирхова». Уже тогда Соболев предполагал, что из этих островков можно получать экстракт, чтобы лечить диабет. Но, похоже, он не был таким предприимчивым, как канадец, и не стал работать над этим препаратом.

БЫСТРЫЙ ПРОРЫВ В ИССЛЕДОВАНИЯХ

Бантинг же был похож на авантюриста. Будучи простым хирургом и не имея никакого научного опыта, он решил, что знает, как выделить инсулин, и убедил в этом известного биохимика Дж. Маклеода. Причем его идея как будто вырастала из исследований Соболева.

Маклеод разрешил Бантингу работать в своей лаборатории и даже дал в помощь студента Чарльза Беста, умеющего делать анализ на сахар в крови и моче (тогда это была редкость). Они быстро получили экстракт, который снижал уровень сахара у собак с удаленной поджелудочной железой.

Фредерик Бантинг и Чарльз Бест

 

Бантинг смог быстро организовать испытания на людях, и в январе 1922-го (то есть менее чем через полгода исследований) они ввели экстракт упоминавшемуся Л. Томпсону. Первый блин оказался комом - в месте инъекции началась сильная аллергия, потому что препарат был плохой очистки. Довести его до ума помог биохимик Джеймс Коллип, которого подключил к экспериментам Маклеод. На разработку метода очистки ему понадобилось всего 12 дней. Вторая инъекция Томпсону сработала отлично.

САМАЯ СКАНДАЛЬНАЯ НОБЕЛЕВКА

Дальше пошло-поехало. В итоге Дж. Маклеод, используя свои обширные связи, стал пробивать Нобелевскую премию. И в 1923 году она была вручена, лауреатами стали сам Маклеод и Бантинг. Это вызвало большой скандал, ведь первый не принимал никакого участия в экспериментах и лишь иногда подключал к ним своих учеников. Резкий Бантинг был категорически против. Но в итоге все решили миром. Лавры остались у Бантинга с Маклеодом, а премиальными деньгами они поровну поделились с Бестом и Коллипом.

Но эта премия была скандальной и по другим причинам. Обычно об этом стараются не вспоминать, но однажды председатель Нобелевского комитета по медицине и физиологии Рольф Лафт проговорился, что премия 1923 года была худшей ошибкой за все время. Он тогда работал еще эндокринологом в Каролинском институте и прекрасно знал и всю подноготную премии, и реальную историю создания инсулина. По его мнению, лауреатами Нобелевки должны были стать Бантинг, работавший с ним Бест и еще Николае Паулеску. Этот румынский ученый провел работу по выделению инсулина в 1916 году. Но из-за Первой мировой войны, бушевавшей в Европе, он притормозил свои работы. Поэтому канадская команда его обогнала. Важно, что Бантинг знал о работах Паулеску и даже цитировал их в своих публикациях, но несколько искажал цитаты, чтобы они выглядели в его пользу.

Кроме этой троицы специалисты вспоминают еще нескольких ученых, тоже пытавшихся выделить инсулин и применять его в эксперименте. Немец Георг Звельцер получил его еще в 1906-м, а американцы Эрнст Скотт и Израэль Клейнер - в 1911-м и 1919-м соответственно. Говорят, что их препараты были грязными. Но ведь и у Бантинга экстракт стал чистым только после работы Коллипа, оставшегося без премии. Но историю нельзя переписать. Тем более что благодаря бешеной энергии Бантинг пробил открытие и промышленное производство инсулина, а это спасло жизни очень многих.

Олег Днепров.

Фото: TWITTER,

WIKIPEDIA.

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ