вчера в 08:09

Демография: рост на перепутье?

Почему так трудно повысить рождаемость в России.

О том, что демография - одна из главных задач государства, чиновники говорят не первый год. Но почему попытки решить проблему не увенчиваются успехом? Что надо сделать, чтобы максимально обеспечить возможность родить ребенка всем, в том числе и страдающим бесплодием парам? Эти и другие вопросы обсуждали врачи-репродуктологи на проходившем недавно в Москве всероссийском форуме «Репродукция будущего: стратегия развития ВРТ в России».

С какими проблемами в этой сфере сталкиваются и врачи, и пациенты, «Мир новостей» обсудил с Эммой ВАРТАНЯН, доктором медицинских наук, профессором кафедры акушерства и гинекологии РНИМУ имени Н.И. Пирогова, президентом саморегулируемой организации (СРО) Ассоциация клиник ВРТ.

РЕПРОДУКТИВНАЯ ДИСПАНСЕРИЗАЦИЯ: АНАЛОГОВ В МИРЕ НЕТ

- Много ли пар сегодня не могут самостоятельно зачать ребенка?

- Количество бесплодных пар активно увеличивается. И это несмотря на то, что методы вспомогательных репродуктивных технологий (ВРТ) развиваются, государство делает все, чтобы они были доступны гражданам: выделяет большие деньги, программы ВРТ включены в ОМС…

- В чем причина?

- Главная причина - отложенное материнство. Мы, врачи, все чаще сталкиваемся с тем, что к нам приходят пары 35+. Они уже построили карьеру и готовы к рождению ребенка. Но к этому возрасту у них, помимо гинекологических, уже целый букет заболеваний - это и ожирение, и диабет, и эндокринная система, и кардиология, сосудистые отложения (отдаленные последствия ковида) и т. д. В итоге при применении программ ВРТ мы не получаем нормальный генетический материал…

Очень надеюсь, что репродуктивная диспансеризация, которую планируют ввести в России и аналогов которой нет в мире, как-то изменит эту печальную ситуацию.

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТ

- С 2023 года благодаря успешной статистике программы ВРТ признаны стратегическим инструментом улучшения демографии. Насколько велики цифры?

- В 2024-м программы ВРТ обеспечили 2,6% от всех рожденных в России. И сейчас в рамках национального проекта «Семья» государство выделяет средства для проведения до
2030-го около полумиллиона циклов ЭКО по ОМС (это минимум 180 тысяч младенцев). На 2026-й выделят 120 тысяч квот ОМС.

- Как считают эффективность применения ВРТ - по рожденным младенцам или по проведенным циклам?

- Это одна из проблем. Раньше эффективность клиник ВРТ оценивали по наступившей беременности. Сейчас хотят считать по родам.

- А в чем проблема? Это же логично.

- Да, если говорить об итоге. Но проблема в том, что наступившую беременность обеспечивает клиника, а вот наблюдение за женщиной во время вынашивания ребенка и последующие роды - зона ответственности женских консультаций и роддомов. Причем это должны быть серьезные учреждения третьего уровня, ведь пациенты клиник ВРТ непростые: чтобы ими заниматься, нужна высокая квалификация. В обычных консультациях нет таких возможностей, в итоге до родов доходит в лучшем случае треть женщин. При этом винят клиники ВРТ: взяли, мол, женщину с противопоказаниями… Но зачем же снимать ответственность с женских консультаций?

- А как предлагают считать сами клиники ВРТ?

- По наступившей беременности, причем разделять на возрастные группы - до 35 и после этого возраста. После 35 лет рождаемость составляет всего 10%, а до этого возраста - порядка 35%.

МУЖСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

- Складывается впечатление, что в демографических проблемах виноваты лишь женщины: у нас ведь сплошь открываются женские центры здоровья, женские консультации… А как обстоят дела с репродуктивным здоровьем у мужчин?

- Количество мужчин и женщин с такими проблемами примерно одинаковое. Но тема мужского здоровья традиционно остается как-то в стороне. Смотрите, женщины регулярно посещают гинеколога, а мужчины крайне редко записываются на прием к урологу. Эта проблема поднималась на форуме, тем более что он проходил в Медицинском научно-образовательном центре МГУ имени М.В. Ломоносова, которым руководит академик РАН Армаис Камалов, врач-уролог с мировым именем.

- Какое решение видят врачи?

- Для начала хотя бы разобраться в определениях и включить в перечень медицинских специальностей врача-репродуктолога и врача-андролога (специалисты в области ВРТ).

- В чем смысл этих действий?

- Если специальность не включена в перечень, врачи не могут развиваться, нет нормального обучения.

Почему-то считается, что бесплодие должен лечить акушер-гинеколог, но это совсем другая специализация. Так, мы долго добивались, чтобы в перечень был включен эмбриолог...

Что же касается определений... Термин «мужские факторы бесплодия» не закреплен как самостоятельная диагностическая категория. Между тем за отсутствием четко прописанных клинических рекомендаций - человеческие судьбы.

Дело в том, что закрепленный в рекомендациях термин «мужское бесплодие» - это когда уже тяжелые проблемы, практически нет сперматозоидов. А все остальные случаи идут по «мужскому фактору» - это когда сперматозоидов мало, они с разными нарушениями, но среди них можно выбрать здоровые. И тогда паре для оплодотворения показана процедура ИКСИ.

Но тут начинаются проблемы: гинеколог не может ставить такой диагноз, если его не поставит уролог. А в клинических рекомендациях «мужского фактора» не существует. В общем, пока решается этот чисто бюрократический момент, уходит время, которое для некоторых пар - уже последний шанс…

ПАРТНЕРЫ ИЛИ КОНКУРЕТНЫ?

- Вы были одной из тех, кто стоял у истоков ЭКО в нашей стране. Тогда все клиники были государственными. А насколько тесно сотрудничество государственных и частных клиник ВРТ сегодня? Или они жестко конкурируют?

- Как вам сказать... Врачи готовы к партнерству. Все дело в сложившейся системе.

Исторически ЭКО в нашей стране действительно внедрили врачи в государственных медучреждениях. Но в 1990-х государство практически не вкладывало средств в развитие этой сферы медицины. И энтузиасты, профессионалы в сфере ЭКО, стали основывать свои клиники, выезжать на международные конференции, изучать и развивать методики, внедрять их, покупать оборудование, отправлять на обучение врачей… На сегодняшний день 72% клиник, которые делают ЭКО, в том числе по ОМС, - частные. Они имеют все необходимые лицензии и сертификаты, у них высокие результаты.

- Это история. А как дело обстоит сегодня?

- В последние годы государство вкладывает большие деньги в эту сферу медицины, открывает клиники ЭКО в перинатальных центрах… При этом существует нехватка специалистов в этих учреждениях. На освоение методик ВРТ нужно время. Для того чтобы опытный гинеколог стал репродуктологом, он еще два года жизни должен потратить на специализацию. Также и эмбриолог. Мало того, репродуктолог и врач-уролог должны разбираться в эндокринологии, генетике, иммунологии, владеть методикой УЗИ...

Тем не менее в последнее время мы, врачи, наблюдаем перекос в распределении квот ОМС в сторону государственных клиник. Это приводит к перегрузке госучреждений и уменьшению квот ОМС для частных клиник, которые обладают опытом и подтвержденными результатами. От этого страдают пациенты, а государство не получает ожидаемого результата от вложенных средств. Врачи-репродуктологи с обеих сторон сегодня ратуют за равные партнерские отношения.

Елена Скворцова

Фото: Социальные сети.

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ