Можно ли смотреть маленькому ребенку телевизор или видео на компьютере? Не вредно ли это? И если вредно, то почему?
Эти вопросы волнуют многих родителей. На них есть разные ответы. Очень интересные данные по этой проблеме опубликовали на днях американские ученые-психологи Университета Дрекселя.
Многим выводы ученых не понравятся, так как телевизор и гаджеты с экранами (планшеты, смартфоны и т. п.) теперь являются любимыми игрушками детей с самого раннего возраста. Не секрет, что они очень помогают родителям отвлекаться от сложностей воспитания, ведь ребенок уходит в мир за экраном и подолгу не беспокоит родителей.
У ученых есть даже коллективный портрет таких семей. Как правило, родители в них более молодые, воспитывающие своих первых детей. Часто у них ниже семейный доход (но известно, что для гаджетов деньги всегда есть даже у весьма небогатых людей), более низкий уровень образования. К тому же матери в таких семьях чаще страдают от послеродовой депрессии.
Что же обнаружили исследователи? Психологи изучили 1471 ребенка (мальчиков и девочек было поровну) в возрасте от одного года до почти трех лет. Сначала они оценили у них так называемое экранное время. Так ученые называют время, которое ребенок проводит за экраном ТВ или гаджета в течение дня. У годовалых малышей (некоторые из них уже приобщены к видео) просто оценивали этот факт: смотрят они что-то вообще на экранах или нет. А у детей в возрасте полутора лет (18 месяцев) и двухлеток уже определяли именно экранное время в часах. А потом психологи изучали всех детей в возрасте 33 месяцев, т. е. когда им было немного меньше трех лет. Оценивали, к чему приводит воспитание экраном.
Психологи изучали, как такие малыши воспринимают и обрабатывают сенсорную информацию. За мудреным термином скрывается вполне понятная вещь: как дети относятся к тому, что они получают от своих органов чувств, - к стимулам, исходящим от органов зрения, слуха, обоняния, вкуса и от кожных рецепторов (тактильная чувствительность). Несмотря на кажущуюся простоту, все это очень важно. Ведь эти сенсорные органы обеспечивают нам то, насколько мы реально оцениваем мир.
Многим это покажется странным, но у детей нередко оценка этой информации бывает искаженной. Чаще всего так встречается при аутизме, или, как говорят медики, расстройствах аутистического спектра. Подобных проблем существует несколько, но у них есть общие черты. Психологи считают, что искажение сенсорной информации у детей может иметь важные последствия для будущей жизни, особенно в плане развития синдрома дефицита внимания, гиперактивности (СДВГ) и аутизма.
Вот это искажение сенсорной информации психологи и обнаружили у детей, засматривающихся ТВ и видео буквально с пеленок. И чем больше у них экранное время, тем сильнее искажение реальности.
Как оно может проявляться? Например, ребенок старается избегать яркого цвета или каких-то его отдельных тонов. Невозможность ходить по песку или траве либо просто босиком - тоже проявление искаженной сенсорной информации от тактильных рецепторов кожи. Непереносимость запахов, вкусов или продуктов, приводящая к их избеганию, - тоже симптом из этой серии. А иногда бывает так, что у ребенка, наоборот, притупляется чувствительность - к яркому свету, неприятным звукам, даже к боли. Причем острое неприятие одних ощущений может сочетаться с притуплением к другим.
Авторы исследования приходят к выводу, что знакомство с видеореальностью с младенчества нарушает восприятие реальной действительности. Поэтому родителям в первую очередь нужно «выключить» малыша из альтернативной видеореальности. К примеру, основатель Apple Стив Джобс запрещал своим детям активно пользоваться гаджетами. Почему бы не последовать его примеру? Понятно, что не обойдется без слез. Нужно договориться с ребенком о временных ограничениях, можно поставить на гаджет функцию «родительский контроль»: через определенное время интернет выключится - и малыш утратит интерес к смартфону.
Как правило, самый популярный метод у родителей — это изъятие гаджета. Решая таким образом вопрос, нужно обязательно подумать о том, что дать взамен. «Нельзя у ребенка забрать удовольствие, не найдя приемлемой альтернативы. У любого ребенка есть уникальность, деятельность, которая его увлекает, от чего у него загораются глаза. Это могут быть поделки из дерева, робототехника или плавание, катание на картингах, фотография», - поясняет психолог Ирина Кустова.
Детям, у которых увлечение видеоиграми уже привело к проблемам, могут помочь психологи.
А вообще общайтесь с детьми вживую, пусть они познают жизнь через общение с вами, а не через плоскую и искаженную картину мира, скрывающуюся за экраном гаджета.
Олег Днепров.
Фото: UNSPLASH.COM